Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию «Lancet», в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Способы стимулирования интеллекта при задержках в развитии
Развитие интеллекта до года может быть сопряжено с трудностями, если младенец медленно обучается и мало интересуется окружающим миром, не проявляет любознательность. Обычно медленное умственное развитие связано с поражением центральной нервной системы, недостаточно развитой корой головного мозга. Такой диагноз ставят неврологи и назначают специальное лечение.
Необходимо следить за развитием ребёнка и в случае наличия отставания в умственных и физических процессах — позже сидят, ходят, говорят, обращаться к специалистам на консультацию. Всё можно корректировать при своевременном принятии мер. Если ребёнок ведёт себя пассивно, мало интересуется игрушками, не возникает «комплекс оживления» при появлении взрослых, то это тревожные признаки.
Такие дети малоактивны, с трудом идут на контакт с чужими людьми (друзья, гости), отстают в переходе на жестовую форму общения и сотрудничество со взрослыми. Меньше развиты хватательные способности, позже появляются звуки — гуление и задерживается предречевое развитие. Всё это сказывается и на психическом развитии.
Развитие интеллекта до года для детей с задержками развития производится по специальным программам при неврологических диспансерах и других медицинских учреждениях. Такие программы включают комплекс мероприятий — воздействие на физическое и умственное развитие путём процедуры электротока, массажа (при задержке сидения, ходьбы), занятия с логопедом для стимуляции речи, лечебная гимнастика для укрепления мышц, занятия с психологом по системе Монтесори (развитие моторики при помощи специальных игрушек), могут назначаться и стимулирующие развитие препараты.
Известны ситуации, когда ребёнок начинает ходить уже ближе к 2-м годам уверенно, после прохождения курса массажа, а речь появляется после трёх лет после усиленных занятий с логопедом. При наличии симптомов задержки развития не стоит опускать руки, а искать специалистов, которые помогут в данных вопросах.
Есть 2 крайности — одни родители считают, что всё наладится и должно идти своим чередом, другие — слишком переживают, перестраховываются. Да, бывают незначительные отклонения от нормы, однако посоветоваться с неврологами не помещает, если есть подозрения по срокам развития. Чем раньше начать процедуры стимуляции развития, тем лучше, вернуть время сложно.
Основные рекомендации родителям
- Запастись терпением и принимать меры для стимуляции развития;
- Постоянно общаться с ребёнком, стараться вызвать интерес к окружающему миру;
- При наличии проблем с речью искать хороших логопедов, они могут не только ставить звуки, но и помогать разговориться;
- Заниматься с ребёнком играми, развивающими моторику — пирамидки, кубики, лепка, очень важно делать что-то руками, есть прямая взаимосвязь развития моторики с развитием мозга;
- Для всестороннего развития рекомендуют плаванье и бассейн, сейчас есть специальные группы для малышей в сопровождении мам. Плаванье стимулирует ощущения, укрепляет мышцы, двигательную активность;
- Регулярно наблюдайтесь у хорошего специалиста (невролога), он поможет отслеживать процесс развития, даст подсказки, советы, проведёт нужные обследования.
Важный момент — у детей с поражением центральной нервной системы может быть очень плохой сон, это тоже признак нарушений в организме, не стоит мучаться от постоянных недосыпов, лучше задать вопрос специалистам — помочь себе и ребёнку. В данном случае доктора — наши друзья, и осознав потребность в помощи, можно значительно улучшить ситуацию.
Как понимаем, развитие интеллекта до года — это необходимый и важный этап, чем раньше начать развивать ребёнка, тем более высокий будет результат. Возможно, часть родителей даже не отдаёт себе отчет, что, играя и читая, развивают интеллект ребёнка, а кто-то ищет специальные методики, игры. Хорошо всё в комплексе, при этом человеческий фактор находится на первом месте. Только родители могут научить ребёнка необходимым вещам, открыть прекрасный и удивительный мир для своего ребёнка!
Всем желаю успехов в развитии детей! У каждого есть таланты, нужно лишь заметить и помочь!
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Основные методы развития интеллекта в раннем возрасте
Развитие интеллекта до года — это первый и наиболее важный период для подготовки ребёнка к восприятию знаний и умений.
Система развития интеллекта ребёнка строится на ключевых моментах
- Младенец имеет возможность познавать мир, если окружающая его обстановка разнообразна, даёт много полезной информации.
- Малыш находится в постоянном контакте с мамой, близкими людьми — с ним общаются, играют в пальчиковые игры («сорока-воровка», «коза» и другие), можно также — «по кочкам», «лошадка». Дети очень любят внимание взрослых и обычно выражают радость от общения. Дети с удовольствием играют с взрослыми и в такие игры, как: «ку-ку» (прятаться за ладошки), прятки.
- Дети слушают сказки, стишки, весёлые истории для младшего возраста. Интересно, что даже маленькие дети могут запоминать сюжеты, а позже играть с игрушками в ролевые игры при помощи взрослых.
- Дети развиваются музыкально, слушая классические мелодии (особенно полезен Моцарт), а также полезно напевать детские песенки, колыбельные. Это способствует развитию слуха, причём способности к музыке могут проявиться не сразу, а через годы.
- Развитие интеллекта до года проходит успешно при развитии моторики — сейчас есть специальные игры (деревянные пирамидки различной формы, шарики, которые можно двигать по стержню), также полезна лепка, для самых маленьких советуют цветное тесто, хотя лучше заниматься лепкой совместно с родителями. Можно перебирать крупу или насыпать в мешочек разные предметы, чтобы пытался воспринимать на ощупь, что там.
- Сенсорика — это развитие способностей ощущать мир, полезно играть в шариковых бассейнах, брать в руку предметы различной фактуры, можно кусочки ткани (даже делают подборки таких лоскутков для игр), развитие ребёнка во многом идёт благодаря тактильному восприятию.
- Подвижные игры — зарядка для самых маленьких, велосипедик, сгибание и разгибание рук, ног, тренировка хватательных рефлексов. Всё это необходимо для будущего успешного развития ребёнка.
- Красочные книги с рисунками также помогают развивать интеллект, однако, нужно помогать малышу понять, кто изображён на рисунках — люди звери, явления. Всю информацию изначально дети получают от родителей. Электронные обучалки не могут в полной мере заменить человека, позволяют лишь на время занять внимание ребёнка.
- После 6-ти месяцев общение с взрослыми носит более деловой характер, не только эмоциональный. Малыш стремится познавать мир и просит помощи у близких — показать, достать. Необходимо в меру безопасности давать ребёнку информацию для освоения предметов окружающего мира. Можно оставить на нижних полках книги, кастрюли, которые можно изучать. А медикаменты, косметику и другое, нежелательное для ребёнка, убрать подальше.
- Совместные игры, малыш после полугода сам призывает взрослого к подобным занятиям — протягивает игрушки, показывает на любимые, важно дать информацию — как играть, назначения предметов, способы использования. Всё это необходимо для дальнейшего успешного развития.
- Развитие интеллекта до года проходит успешно при наличии предпосылок для коммуникации — во втором полугодии расширяется круг общения малыша, необходимо чтобы он контактировал с разными людьми — бабушки, дедушки, друзья, кумовья. При этом дети приспосабливаются к разной манере поведения, настраиваются на волну общения, узнавая особенности, предпочтения окружающих. На данном этапе закладываются основы успешного общения в будущем. Важно вовремя научиться сотрудничать с другими людьми.
- Познание мира, развитие младенца во многом определяется его эмоциональным состоянием, наличием поддержки, уверенности, помогает справляться со сложными ситуациями, новыми задачами, играми.
- Развитие памяти — тренировка памяти проводится путём специальных игр на запоминание. Например, прячем предметы, проверяем, как запомнил ребёнок — в какой руке нужная «зайка или мишка». Таким образом, тренируется зрительная память, причём ребёнок склонен запоминать вещи на эмоциях, если что-то связано с игрой, приятными воспоминаниями, то узнаётся лучше.
- Позволяйте малышу познавать мир различным образом — на ощупь, на запах, на вкус. При желании всё пробовать на зуб в особые периоды, когда режутся зубы, лучше определить игрушки, подходящие для этого, специальные зубогрызки.
- Важно, чтобы игрушки были разной формы, цвета, удобные для игр и помогающие развитию. Всегда показывайте на примере, как правильно играть, учите вращать колёсики, разбирать матрёшек, складывать домики.
- Развитие интеллекта до года возможно, если следить за ребёнком, его интересами, использовать их для развивающих игр. Помогут водные игрушки для полезного времяпровождения в ванной, специальные краски, конструкторы и разрезанные на части фрукты для понимания целого и частей. В ходе развития ребёнка можно использовать как модные игрушки, так и окружающие предметы, ведь они вызывают всегда огромный интерес. Всё, что используют взрослые, нужно и ребёнку, можно давать безопасные предметы — ложки, кастрюли и другое.
Итак, успешное развитие интеллекта у грудничков возможно при наличии таких факторов: поддержка и любовь близких людей, простор для познания мира, проявления фантазии творчества, совместные игры и разнообразие обстановки. Задача родителей — помогать ребёнку познавать мир, рассказывать, показывать, объяснять, желательно в игровой форме. Общение незаменимо для формирования речи, а чтение — для грамотности.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Ранее развитие детей
Гульбиви Лебедева
Ранее развитие детей
Раннее развитие.
Одной из явных тенденций в воспитании маленьких детей в последнее десятилетие стала мода на раннее развитие. Родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребенка, начиная с 2—3 лет, а то и раньше. В значительной степени этому способствует состояние современного образовательного рынка. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и т. п. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у младших дошкольников внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, притом очень быстро и очень рано. Об этом, в частности, свидетельствуютсами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить»
,
«Думать раньше, чем говорить»
и т. д. Большинство игрушек и пособий, которым присваивается название
«развивающих»
, представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может
свидетельствовать лишь о том, что развитие ребенка с точки зрения родителей и производителей игрушек понимается исключительно как расширение его кругозора и освоение первичных навыков, а в конечном счете сводится к обучению малыша и накоплению им различных знаний. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему дитяти эти дидактические пособия, сажают его перед собой и «развивают»
. В лучшем случае такое усвоение информации можно назвать научением. А как же быть с ранним
развитием?
Развитие, согласно философскому определению данного понятия, — это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении же к детскому развитию оно означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов, мотивов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные, не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной активности. Согласно исследованиям последних лет, дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие»
, оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения дошкольников в конкретных знаниях и умениях
(таких, как умение читать и знание цифр)
очень быстро утрачиваются и не дают никаких преимуществ в умственном
развитии и будущем освоении школьной программы. Основная проблема в обучении маленьких детей состоит в том, что тем знаниям и умениям, которые взрослые пытаются вложить (а иногда с успехом вкладывают)
в их головы, нет места в детской жизни. Все это для ребенка — формальные, чужие и не нужные в его жизни упражнения. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его учат. Поэтому такого рода
«раннее развитие»
не только не способствует, но и препятствует действительному
развитию личности ребенка. Воспитатели замечают, что многие дошкольники, прошедшие «школу раннего развития»
по той или иной методике, становятся нервными, тревожными, неконтактными, не воспринимающими окружающей действительности. Сейчас мы все чаще сталкиваемся со случаями
«отчужденного знания»
у маленьких
детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно ничего не понимает в том, что он читает, и не может даже приблизительно сказать, о чем он только что так бойко прочитал. Для него чтение — всего лишь механический навык. Этот навык никак не связан с его желанием читать, с любовью к книге. Напротив, скорее всего, такой ребенок будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.
И все-таки развивать дошкольника необходимо. Путь развития, который проходит ребенок в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает, пожалуй, больше, чем за всю последующую жизнь. Именно в дошкольном возрасте «складывается»
человек с его неповторимым характером, отношением к самому себе и к другим людям, с его потребностями и способностями. Но все это формируется и
развивается не в обучающих занятиях, а в собственной деятельности ребенка.
В психологии давно показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причем деятельность — это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами, но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая, придумывая, переделывая что-то, человек строит, творит, преобразовывает не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста характерна своя определенная деятельность, которая ведет за собой развитие, она так и называется — ведущая. В младенческом возрасте деятельностью является общение со взрослым, в раннем (от 1 года до 3 лет)
— действия с предметами, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра.
Игра — уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В игре дети могут делать то,чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпеливость и настойчивость. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.
Сказанное, однако, вовсе не означает, что взрослым не следует вмешиваться в детскую игру и учить ребенка играть. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет его развивать.
Научить ребенка играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течение многих десятилетий такими «учителями»
были старшие дети, причем все происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась. Вот и растет такой ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. А от родителей ребенок слышит только
«новую информацию»
, нотации и призывы быть сосредоточенным, внимательным, самостоятельным и т. п.
Но обрести все эти ценные качества ребенок может только в совместной деятельности со взрослым, а не когда его учат. Надо понимать, что, лишая маленького ребёнка совместной игры со взрослым, раньше времени заставляя его готовиться к школе и учиться, мы не только отнимаем у него самый счастливый возраст, крадём целый мир детских переживаний, стремлений, отношений, но и отнимаем у него возможность стать полноценным человеком в будущем.
Путь, основанный на полноценном проживании детства, — значительно более сложный и трудный, нежели путь ускоренного развития.
Мы надеемся, что наши статьи позволят Вам по-новому взглянуть на ребёнка.
Хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребёнка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию,
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые «Окна достижений для 6 этапов моторного развития». Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является «Шкала ментального развития Гриффитс». Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Развитие интеллекта у детей от 9-ти до 12-ти месяцев
Ближе к годику ребенок уже способен отличать предметы по их качествам или свойствам. Конечно, всё это лишь начало абстрактного мышления, однако ребенок уже способен отличить животных (и пускай для него все те, кто с хвостом называются единым словом «кися», но это значительный процесс в восприятии), родных и близких, он знает примерно до 10-ти слов и умело и правильно ими пользуется.
На этом этапе жизни позволяйте ему пользоваться даже теми вещами, которые вам, возможно, кажутся сложными для него. Если ребенок плачет при виде мультиков, а во время фильма замирает, значит, ему это нравится, и это именно его развитие, не стоит его замедлять лишь из тех соображений, что ребенок еще не дорос.