Как происходит развитие ребенка через игру? Подробный разбор по возрастам.


Паук в паутине

Ребенку в этом возрасте нравится сталкиваться с новыми задачами. Сделайте для вашего маленького паучка паутинку и посмотрите, как он будет пытаться выбраться из лабиринта.

Что понадобится:

  • Моток цветной пряжи
  • Большая комната с мебелью
  • Прозрачный скотч

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз/рука
  • Тонкая и крупная моторика
  • Решение задач
  1. Возьмите моток цветной пряжи и прикрепите один конец к какой-нибудь мебели с одной стороны комнаты на высоте, подходящей для ребенка.
  2. Разворачивайте моток, двигаясь по комнате, и местами прикрепляйте пряжу скотчем к мебели или к стенам. Не делайте вашу паутину слишком высоко.
  3. Когда вы размотаете пряжу по комнате, отрежьте от нее кусок с запасом.
  4. Конец пряжи протяните за пределы комнаты, чтобы заманить ребенка в комнату с паутиной.
  5. Предложите ребенку взять конец нити и идти по ней.

Варианты игры. Привяжите к нитке маленькие игрушки, чтобы ребенок собирал их по мере продвижения по паутине.

Безопасность. Обязательно следите за малышом, чтобы он не запутался в нитках.

Догонялки на четвереньках

Иногда ребенок как будто возвращается в своем развитии назад: несмотря на то, что он уже умеет ходить, он может предпочесть снова встать на четвереньки. Когда такое случается, становитесь в ту же позу и поиграйте с ним в догонялки!

Что понадобится:

  • Подушки, диванные валики, мягкие игрушки, одеяла и другие мягкие препятствия
  • Много места на полу

Осваиваемые навыки:

  • Умение справляться с волнением и страхом
  • Крупная моторика
  • Решение задач
  • Социальное взаимодействие
  1. Разложите по комнате мягкие препятствия для ребенка.
  2. Поставьте ребенка на четвереньки с одной стороны комнаты.
  3. Опуститесь на четвереньки позади него.
  4. Скажите: «Сейчас я тебя поймаю!» — и начните преследовать малыша на четвереньках.
  5. Подбадривайте его, чтобы он уползал от вас.
  6. Продолжайте преследование и смотрите, как ребенок будет обходить препятствия в попытке убежать от вас.
  7. Когда ему надоест играть, поменяйтесь ролями, и пусть теперь он ловит вас!

Варианты игры. Выделите для малыша островок безопасности, например, расстеленное одеяло, где вы не можете его поймать. Когда ребенок доберется до этого островка, отползите, чтобы он мог с него выбраться, а потом начинайте догонять снова.

Безопасность. Не пугайте ребенка, чтобы игра оставалась веселой.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКАЯ ИГРА?

ВВЕДЕНИЕ

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить творческими играми?

Методические рекомендации знакомят читателей с современными психолого-педагогическими исследованиями по проблеме игры дошкольников, проведёнными под руководством С.Л. Новосёловой (НИИ дошкольного воспитания, Москва).

В методических рекомендациях рассматриваются особенности развития игры детей, начиная с самого первого её этапа — сюжетно-отобразительной игры и включая развитую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников. Это делается с учетом требования, выдвинутого А.Н. Леонтьевым, который писал, что руководство игрой нельзя осуществлять без знания закономерностей развития этой деятельности.

Исходя из особенностей развития игры, выдвигаются задачи руководства. В настоящее время их выделение особенно актуально, т.к. появляется много программ, в которых задачи руководства иногда ставятся без учета закономерностей развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач предлагается методика комплексного руководства игрой. Она впервые была предложена Е.В. Зворыгиной (НИИ дошкольного воспитания, Москва), которая разработала специфику ее использования на этапе сюжетно-отобразительной игры малышей. Применение методики комплексного руководства на этапе сюжетно-ролевой игры изучалось Н.Ф. Комаровой (Н. Новгород).

В методических рекомендациях представлен опыт работы пилотного детского сада № 421 г. Н. Новгород (заведующая Н.В. Якутская), в котором рекомендуемая методика успешна внедрена.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКАЯ ИГРА?

Игра развивается постепенно, поэтапно. В раннем возрасте у детей появляется сюжетно-отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками.

Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры.

Рассмотрим основные показатели развития творческой игры.

1. В игре есть содержание, это те события, которые дети передают.

2. Любое содержание в игре отображается разными способами [1]. Сначала дети осваивают предметные способы, потом – ролевые.

3. Отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей.

4. В игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.

С учетом вышеперечисленных показателей будут рассматриваться особенности сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры.

Для того чтобы игра полноценно развивалась, педагогу надо выбрать эффективную методику руководства. Рекомендуем использовать методику комплексную руководства игрой. Она включает четыре взаимосвязанных компонента:

1. Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности.

2. Обогащение игрового опыта детей.

3. Организация предметно-игровой среды.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми в игре.

В методических рекомендациях показана специфика использования методики комплексного руководства сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игрой.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

3.1. Особенности сюжетно-отобразительной игры и

задачи руководства.

Рассмотрим, как развивается сюжетно-отобразительная игра в соответствии с ранее выделенными показателями и определим задачи руководства.

Содержание игры

В играх малыши отображают только хорошо знакомые им события, они с удовольствием кормят кукол, укладывают спать, купают и т.п. Некоторые воспитатели считают такое содержание игр слишком примитивным и учат малышей более сложным, по их мнению, сюжетам, например, в парикмахерскую или в больницу. При этом взрослые не учитывают того, что может быть ребенок, играющий по предложенному сюжету, лишь механически повторяет заученные действия, т.к. он или никогда не был в парикмахерской или ее посещение не вызвало у него интереса, положительных эмоций.

Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. Если дома есть телефон, то и в играх ребенок будет кому-нибудь «звонить», если он знает, как взрослые ухаживают за животными, то эти знания обязательно найдут отражение в играх. Но, к сожалению, уже с раннего возраста воспитатели приучают малышей играть в одинаковые игры, не учитывая окружение, в котором они живут.

Задача руководства: помогать детям переносить знания об окружающем в игру, научить их ставить разнообразные игровые задачи.

Известно, что в играх дети отображают разные стороны окружающей действительности. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т.п. Воспитатели не всегда учитывают этот мотив, побуждающий детей к игре, и нередко обучают малышей отображать в играх трудовые действия взрослых, например, врач ставит градусник, прослушивает больного и т.д. Это делать еще рано.

Задача руководства: помогать детям осваивать в играх назначение и свойства предметов.

Самостоятельность детей в игре

Если сразу не начать формировать у детей самостоятельности в игре, то в последствии это будет сделать трудно, а порой и невозможно. Но воспитатели, руководство игрой, часто злоупотребляют прямыми приемами, они указывают, что надо делать в игре, например, обращаются к ним: «Накорми куклу», «Погуляй с собачкой» и т.п. Такое руководство не развивает у детей самостоятельность.

В чем дети могут быть самостоятельны? В сюжетно-отобразительной игре они уже могут самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать любой предметный способ их решения: кто-то предпочтет только игрушки, другие дети будут дополнять их предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Задача руководства:развивать у детей желание самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи и выбирать любые предметные способы их решения.

Взаимодействие детей в игре

В сюжетно-отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, игра носит индивидуальный характер. Каждый ребенок ставит игровую задачу для себя и сам же ее решает. Но у детей постепенно появляется интерес к играм сверстников, его нужно поддерживать.

Задача руководства: вызывать у детей симпатию к играющим сверстникам, приучать их играть, не мешая, друг другу.

Содержание игры

С обогащением жизненного опыта игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. В детских играх причудливо переплетаются реальные, сказочные, фантастические события. Возрастает количество игровых задач, которые ставят дети.

Задача руководства:обогащая жизненный опыт, содействовать появлению у детей разнообразных замыслов.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом – взаимоотношения и общение людей.

Задача руководства:побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать в играх сначала действия людей, потом – взаимоотношения.

Способы отображения детьми

Окружающего в игре

В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители. Причем в качестве заместителей могут брать как знакомые, так и новые предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они заменяют словом. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач.

Задача руководства: совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.

Важным изменением является то, что в сюжетно-ролевой игре формирование новых – ролевых способов отображения окружающего. Их нужно формировать с того момента, как дети начнут принимать роль и активно об этом заявлять.

К ролевым способам относятся:

а) разнообразные, эмоционально выразительные движения, жесты, мимика;

б) ролевые высказывания;

в) ролевая беседа.

На начальном этапе сюжетно-ролевой игры формируют у детей ролевые действия и высказывания, в развитой сюжетно-ролевой игре все чаще вместо ролевых высказываний появляется ролевая беседа. Рассмотрим, как развиваются ролевые способы решения игровых задач.

Ролевые действия могут быть как разнообразные, так и однообразные, это зависит от впечатлений детей от деятельности того человека, чью роль они выполняют. Знания о труде взрослых дети получают на экскурсиях, во время чтения детской литературы и др. Ни в коем случае дошкольников не следует специально обучать определенным ролевым действиям, соответствующим тем или иным ролям – врача, продавца и др. К сожалению, в практике еще встречается подобная ошибка.

Однако не только на разнообразии действий должно быть сосредоточено внимание педагога. У детей надо развивать эмоциональную выразительность движения, жестов, мимики.

Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе. Она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.

Задача руководства: формировать у детей ролевые способы отображения окружающего: разнообразные, эмоционально выразительные действия, ролевые высказывания и ролевую беседу.

Взаимодействие детей в игре

В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Это становится возможным, т.к. дети научились самостоятельно ставить игровые задачи. Значительно труднее играющим принимать игровые задачи, поставленные сверстниками. Неумение детей принимать игровые задачи часто приводит к конфликтам. В практике воспитатели стремятся сами разрешать детские конфликты, тем самым не приучают детей самостоятельно договариваться в играх. Если поставленная игровая задача ребенку не интересна, его надо научить тактично отказываться от нее, не обижая сверстника. С обогащением игрового опыта возрастает длительность взаимодействия. Сначала играющие вступают в кратковременное взаимодействие, потом оно становится более длительным.

Задача руководства:побуждать детей ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, приучать играющих принимать игровые задачи или тактично от них отказываться. Поддерживать длительное взаимодействие детей в игре.

Самостоятельность и творчество детей в игре

В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными, они придумывают, во что будут играть, т.е. определяют замысел. Для его реализации самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи. В практике порой и в старших группах воспитатели обращаются к детям с предложениями: «Давайте играть в ….». Это свидетельствует о том, что у детей еще в младшем дошкольном возрасте не развивали самостоятельность, поэтому им и требуется помощь, либо о том, что педагоги не ставят перед собой задачу развивать у воспитанников самостоятельность в игре.

Кроме этого, дети могут самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы отображения окружающего в игре. Они сами подбирают необходимые игрушки, если требуется какой-то предмет, которого нет, то легко используют для его замены предметы-заместители или воображаемые предметы. Традиционное воображение по сюжетам, когда весь игровой материал, например, для игры в больницу, сосредоточен в одном месте, не способствует развитию у детей самостоятельности в выборе предметных способов, т.к. все игрушки уже приготовлены заранее.

Приняв роль дети сами придумывают, сто можно сказать от имени того человека, чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, т.е. они самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего.

Дети должны быть и самостоятельны и в выборе партнеров по игре.

Задачи руководства: продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе замысла, в постановке игровых задач для его реализации, в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом в игре.

Сюжетно-ролевые игры иначе называют еще творческими, т.к. в них у дошкольников больше всего проявляется творчество. Так же как и самостоятельность, творчество у детей может быть в выборе замысла и постановке игровых задач, в выборе способов решения поставленных игровых задач. Но на начальном этапе выбора сюжетно-ролевой игры творчество у детей проявляется в выборе только предметных способов, т.к. они уже хорошо сформированы, а в развитой сюжетно-ролевой игре – не только предметных, но и ролевых.

Задачи руководства:развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения.

КАК ПЛАНИРОВАТЬ РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ?

Полнота развития игры, а, следовательно, ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога. Однако в практике часто встречаются ошибки, в планировании руководства играми. Еще в 50-е годы Р.И. Жуковская, Д.В, Менджерицкая, П.Г. Саморукова указывали на недоступность планирования: во-первых, тематики игр, во-вторых, игровых действий, которые выполняют дети.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует о том, что именно эти ошибки допускают воспитатели при планировании руководства играми. В качестве примера приведем типичную запись: «Организовать сюжетно-ролевую игру в больницу. Вспомнить, что делает врач: прослушивает больных, ставит градусник, дает лекарство» В этом примере указана тема игры, запланировано, что будут делать играющие. Таким образом, воспитатели заранее планируют навязывание детям темы игры, а это идет к подавлению самостоятельности, инициативы.

Другой существенной ошибкой планирования руководства играми является отсутствие связи с работой по ознакомлению с окружающим. Воспитатели не всегда предусматривают возможность переноса полученных детьми впечатлений в игру. Это приводит к усвоению детьми формальных знаний (С.Л. Новоселова).

Что нужно планировать, осуществляя руководство игрой ?

Рекомендуется планировать: во-первых, задачи руководства игрой; во-вторых, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.

Чтобы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать, как развита игра у каждого ребенка. Это помогает выявить диагностика.

Опыт показывает, что календарные планы руководства игрой надо составлять на короткий срок, на 1-2 дня, чтобы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приемов.

В качестве примеров приведем несколько записей из плана воспитательной работы.

— Учить детей ставить друг другу игровые задачи. Выяснить, куда поехали мальчики, предложить пригласить кого-нибудь прокатиться.

— Поощрять выразительное исполнение взятой роли: «Ты такая заботливая мама».

— Включать детей в ролевую беседу. Спросить у шофера, где едем, куда, что встречается на пути, что случилось с мотором и т.д.

Во всех приведенных примерах указаны задачи руководства и методические приемы. Содержание приемов воспитатель может изменить, если у детей появился другой замысел игры.

Кроме обязательного календарного плана, может быть перспективный план. Он нужен для того, чтобы, во-первых, видеть перспективу развития игры в течение определенного времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры.

Перспективный план можно составить с учетом четырех компонентов комплексного руководства игрой. За основу берется ознакомление детей с окружающим, в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в игре. Примерные перспективные планы предлагаются в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для анализа игры

1. Какая тема игры?

2. Как возникает замысел игры: самостоятельно или с помощью взрослого?

3. Количество отображаемых в игре эпизодов, их разнообразие.

4. Самостоятельность детей при постановке игровых задач:

— игровые задачи детям ставит взрослый;

— взрослый помогает в постановке игровых задач;

— игровые задачи дети ставят самостоятельно.

5. Сформированность предметных способов решения игровых задач:

— разнообразие игровых действий с игрушками;

— наличие игровых действий с предметами-заместителями, какие заместители используют и в каком значении;

— наличие игровых действий с воображаемыми предметами.

6. Сформированность ролевых способов решения игровых задач:

— разнообразие и эмоциональная выразительность ролевых действий;

— с кем дети вступают в ролевые высказывания или беседу;

— содержательность ролевых высказываний и беседы.

7. Самостоятельность детей в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач.

8. Взаимодействие детей в игре:

— с кем вступают во взаимодействие;

— по чьей инициативе вступают во взаимодействие (взрослого, сверстника, по своему желанию);

— длительность взаимодействия.

9. Эффективность руководства играми детей.

10. Определить задачи руководства игрой.

Ход наблюдения

Воспитатель: Дети, кто работает в нашей группе ? (дети перечисляют) М.И. и А.А. – воспитатели, а что делает Вера Сергеевна? (дети перечисляют). Мы сегодня посмотрим, как Вера Сергеевна готовится к обеду, нам скоро обедать. Даже мы поможем ей. Хотите помочь?

Вера Сергеевна: В чем я принесу вам обед? (дети перечисляют). Вот на столе стоят кастрюли. Какую мне взять – большую или маленькую? Почему лучше взять большую кастрюлю? Вас много, всех надо накормить и Свету, и Наташу, и Диму. Я возьму большую кастрюлю, чтобы всем хватило супу. Вот она какая большая, загляните во внутрь. У кастрюли есть 2 ручки. Покажите, где у кастрюли ручки. Зачем ручки? Поднимите кастрюлю за ручки, так удобно ее нести. Какого цвета кастрюля? Что есть у кастрюли, зачем нужна крышка? В чем вы варите суп куклам? Покажите мне кастрюли, которые у вас есть. Вот какая маленькая. Что есть у кастрюли? Она похожа на большую кастрюлю? Вкусный суп можно сварить куклам в этой кастрюле. А мне пора на кухню за обедом. Помогите мне донести кастрюлю до двери.

КОНСПЕКТ № 2

Ход наблюдения

Шофер: Ребята, вы хотите узнать, почему моя машина так быстро ездит? Потому что я за ней каждый день ухаживаю. Вы каждый день умываетесь? Вот и я каждый день мою машину. Наливаю в ведро воду, беру большую щетку и мою дверцы, кузов (показывает). А иногда поливаю машину водой из шланга, вот так (показывает жестом). Стекла протираю чистой тряпкой. Как вы думаете, зачем надо протирать стекла? Если стекла чистые, то через них хорошо видно дорогу (шофер может кого-то из детей поднять, чтобы он протер стекло). Теперь мне очень хорошо будет видно дорогу, спасибо. В машине самое главное – мотор. За мотором я тоже ухаживаю. Если мотор хорошо работает, то и машина хорошо ездит. В мотор я наливаю масло (показывает). За машинами обязательно надо ухаживать, чтобы они хорошо ездили, не ломались: протирать, смазывать, мыть. У вас в группе есть машины? Вы за ними ухаживаете? А если машина сломалась, то я ее ремонтирую. Беру гаечный ключ и им закручиваю все винтики (показывает). Я вам подарю гаечный ключ, вы тоже будете ремонтировать свои машины. Вот вы сегодня и узнали, как я ухаживаю за машиной.

КОНСПЕКТ № 3

Ход наблюдения

Подгруппа детей приходит в кабинет врача, они разговаривают на разные темы. Раздается стук в дверь, в кабинет входит девочка: «Здравствуйте, Ольга Николаевна, у меня заболело горло». Врач обращается к детям: «Ко мне пришла больная Юля, подождите немного, мне надо ее полечить».

Воспитатель: «А мы послушаем, о чем вы будете разговаривать».

— Юля, открой рот, я посмотрю твое горлышко. Ты, наверно, плохо завязла

шарф, когда пошла на прогулку.

— Нет, шарф я хорошо завязала, мне Денис помогал.

— Может быть, ты снег в рот брала?

— Да, я только капельку попробовала.

— Снег нельзя пробовать, он очень грязный и холодный, вот поэтому у тебя

и заболело горло. Я дам тебе лекарство, будешь полоскать утром и вечером.

— А уколы мне делать не будете?

— Нет, уколы делать не буду. Еще скажи маме, чтобы она тебе приготовила

теплый чай с малиновым вареньем, это помогает.

— Хорошо, я маме все передам.

— Выздоравливай скорее.

Воспитатель: «Вы слышали, о чем разговаривала Ольга Николаевна с Юлей: она выяснила у Юли, что болит, узнала, почему заболело горло, рассказала, как надо лечиться. Ольга Николаевна добрая и заботливая. Но она и строгая, она предупредила Юлю, что нельзя брать снег в рот, а то опять заболит горло».

Врач: «Чтобы вы не болели, я дам вам витамины. А эти витамины будут полезны для ваших кукол-дочек (отдает пустую коробку). Дети и врач прощаются.

КОНСПЕКТ № 4

Ход наблюдения

Я расскажу вам одну историю, она сегодня произошла в нашем детском саду. Любят ребята из нашего детского сада вкусные булочки, пирожки, ватрушки, которые печет Антонина Васильевна. Вот и сегодня решила Антонина Васильевна порадовать всех ребят – испечь пироги с яблоками. Что ей нужно для пирогов с яблоками. Хотела она взять муку, а муки нет, кончилась. Пошла за яблоками, их тоже не оказалось. Пригорюнилась Антонина Васильевна, думает, что ей теперь делать, ребята будут голодные. Позвонила она дяде Васе, нашему шоферу (воспитатель поднимет телефонную трубку, набирает номер). Алло, это дядя Вася? Здравствуйте, дядя Вася. Это повар из детского сада. У нас произошла неприятность. Хотела я испечь сегодня для наших ребят пироги с яблоками, пошла за мукой, а ее нет, кончилась. Пошла за яблоками, их тоже нет. Что же мне делать? Ребята останутся голодные.

— Ребята, как вы думаете, что ей ответил дядя Вася?

Воспитатель отдает кому-нибудь из детей телефонную трубку, он говорит за шофера.

Воспитатель: Сел дядя Вася в машину, завел мотор и поехал в магазин, купил муку, яблоки и поехал в детский сад. Быстро едет машина, не сломалась по дороге. А почему? (ремонтирует, моет). Подъехал он к детскому саду вовремя, отдал муку и яблоки Антонине Васильевне. Как она обрадовалась! Как вы думаете, что сказала Антонина Васильевна дяде Васе? Испекла она пироги, да вот и она с пирогами! Повар: Вы уже знаете, какая история сегодня приключилась. Помог мне дядя Вася, и я испекла вам вкусные пироги.

ВВЕДЕНИЕ

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить творческими играми?

Методические рекомендации знакомят читателей с современными психолого-педагогическими исследованиями по проблеме игры дошкольников, проведёнными под руководством С.Л. Новосёловой (НИИ дошкольного воспитания, Москва).

В методических рекомендациях рассматриваются особенности развития игры детей, начиная с самого первого её этапа — сюжетно-отобразительной игры и включая развитую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников. Это делается с учетом требования, выдвинутого А.Н. Леонтьевым, который писал, что руководство игрой нельзя осуществлять без знания закономерностей развития этой деятельности.

Исходя из особенностей развития игры, выдвигаются задачи руководства. В настоящее время их выделение особенно актуально, т.к. появляется много программ, в которых задачи руководства иногда ставятся без учета закономерностей развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач предлагается методика комплексного руководства игрой. Она впервые была предложена Е.В. Зворыгиной (НИИ дошкольного воспитания, Москва), которая разработала специфику ее использования на этапе сюжетно-отобразительной игры малышей. Применение методики комплексного руководства на этапе сюжетно-ролевой игры изучалось Н.Ф. Комаровой (Н. Новгород).

В методических рекомендациях представлен опыт работы пилотного детского сада № 421 г. Н. Новгород (заведующая Н.В. Якутская), в котором рекомендуемая методика успешна внедрена.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКАЯ ИГРА?

Игра развивается постепенно, поэтапно. В раннем возрасте у детей появляется сюжетно-отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками.

Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры.

Рассмотрим основные показатели развития творческой игры.

1. В игре есть содержание, это те события, которые дети передают.

2. Любое содержание в игре отображается разными способами [1]. Сначала дети осваивают предметные способы, потом – ролевые.

3. Отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей.

4. В игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.

С учетом вышеперечисленных показателей будут рассматриваться особенности сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры.

Для того чтобы игра полноценно развивалась, педагогу надо выбрать эффективную методику руководства. Рекомендуем использовать методику комплексную руководства игрой. Она включает четыре взаимосвязанных компонента:

1. Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности.

2. Обогащение игрового опыта детей.

3. Организация предметно-игровой среды.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми в игре.

В методических рекомендациях показана специфика использования методики комплексного руководства сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игрой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]