Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста


Как можно развивать способности ребенка?

Интеллект

  • Прежде всего, нужно помнить, что наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в возрасте от двух до двенадцати лет.
  • Второе правило – можно по-разному развивать способности, но самое главное и общее – эмоциональная поддержка малыша на всех этапах развития.
  • Интеллект ребенка непрестанно повышается, когда родители предоставляют ребенку возможность самому развивать свои способности, а не только контролируют и исправляют то, что ребенок сделал. То есть, в процессе развития способностей участвуют две стороны – вы и ваш ребенок.

Как развить способности у ребенка

  • Вера, спокойствие, терпение. Эти три составляющие – три «кита», на которых держится процесс развития способностей. Умственные способности ребенка будут неустанно расти, если родители предъявят ему систему требований и будут неуклонно следовать ей и следить, чтобы ребенок ее выполнял. Требования – необходимейшее средство воспитания. Через них родитель сообщает малышу, как вести себя, чтобы стать в жизни успешным. Свои ожидания вы должны сформулировать раз и навсегда.
  • Поощрение – лучшая мотивация для выполнения требований. И повышенная самооценка. Не бойтесь завысить ее. «Планка» всегда должна быть чуть выше, чем малыш может. Повышайте его самооценку и поддерживайте всегда на высоком уровне.

А на практике, ежедневно:

  • играйте с ребенком в разные игры;
  • занимайтесь совместными делами;
  • привлекайте его к обсуждению бытовых вопросов и решению насущных семейных проблем;
  • не старайтесь сразу удовлетворять все прихоти малыша – оставьте ему время и возможность помечтать.

Креативность

Для развития креативности, прежде всего, необходимо умение мыслить не так как все, нестандартно, творчески. Также важно умение быстро переключаться с одной идеи на другую. Развивать следует и многосторонний подход – способность выполнять одну задачу по-разному, искать другие пути решения.

Как правило, креативность ребенка доставляет немало хлопот родителям. Им некомфортно, когда они не знают, чего ожидать от малыша. Но неожиданность и нестандартность решений – главный признак креативности. Поэтому, родители, возьмите себя в руки, поменяйте свой подход к ребенку и радуйтесь любой неожиданности, которую он вам преподнесет.

Креативность развивается ускоренными темпами в течение двух сенситивных периодов:

  • 3-5 лет (хорошо задействовать сюжетные игры);
  • 10-12 лет (развитие культурной креативности).

Обучаемость

Предпосылкой для обучаемости, разумеется, служит интеллект. Значит, обучаемость малыша развивается лучше всего в общении со взрослым.

Для развития способности к обучаемости:

  • задавайте ребенку вопросы;
  • разговаривайте с малышом обо всем: природе, людях, событиях, явлениях;
  • побуждайте малыша думать и анализировать, вспоминать и быть внимательным;
  • всегда ждите от малыша отклика, ответа, не торопите его;
  • не бросайте начатую тему, начатое дело – доводите все до конца, будьте последовательны;
  • обсуждайте с малышом результаты проделанной работы, выполненного задания;
  • вместе исправляйте ошибки, которые вы вместе допустили и вместе обнаружили.

Формирование мотивации ребенка и его способностей в процессе обучения

Формирование мотивации ребенка и его способностей в процессе обучения

Мотивация

– это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация побуждение к действию.

Виды мотиваций

: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная.

Внешняя

мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда).

Внутренняя

мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная

мотивация в процессе образовательной деятельности создается двумя путями.

— Первый путь достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

— Второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Условия

для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей

1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит — верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное — взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Таким образом, мотивация складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

Способности

– это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности классифицируются на:

— Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.

— Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на:

— Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.

— К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития.

— Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач.

— К практическим способностям относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма.

— Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

— Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

— Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

— Создание предметно-развивающей среды.

— Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: