Как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет. Почему ребенок может быть рассеян


Внимание и внимательность

Что это такое?

Прежде всего, разграничим понятия внимание и внимательность.

Внимание в психологии является направленностью, сосредоточенностью психической деятельности на объекте. Это способность привлекать и поддерживать должную концентрацию на задаче.

Внимательность же представляет собой показатель, степень данной сосредоточенности.

Почему внимание важно?

Эффективное внимание — это то, что позволяет нам отсеивать ненужные стимулы, чтобы сосредоточиться на информации, которая важна в данный момент.

Это также означает способность удерживать внимание, что позволяет заниматься задачей достаточно долго, чтобы многократно практиковать ее. Повторяющаяся практика имеет решающее значение для развития навыков.

Внимание также позволяет нам сосредотачиваться на важных деталях (например, в речи: «сделай то… то… то, прежде чем чистить зубы»).

Консультация: » Как научить ребенка усидчивости и внимательности»

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей

Ребенку сложно сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной форме.

Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют. Выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.

Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Ребенок не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка.

Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть. Они должны быть интересными для ребенка, увлекая в мир игры.

Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание.

Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям.

Для развития усидчивости и внимательности в школе используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упрёков, а естественным процессом.

Что важно знать родителям о внимании и внимательности ребенка?

Внимательность, как показатель внимания, не является постоянной величиной.

Да, возможно, постоянная отвлекаемость – это характерное свойство для вашего ребенка. Причиной может быть гиперактивность, отсутствие выраженных интересов, быстрая утомляемость организма и т.д. Кроме того, на неё могут повлиять мотивация, самооценка, сенсорная интеграция, практические навыки, речевые трудности и любой существующий диагноз.

Тем не менее, это вовсе не означает, что внимательность нельзя развить. Можно и нужно выработать у ребенка это качество!

Какие строительные блоки помогают развивать внимание?

  • Сенсорная обработка
  • Исполнительные функции
  • Саморегуляция
  • Хорошее понимание речи
  • Хороший слух и слуховая обработка
  • Мотивация
  • Благоприятная окружающая среда

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с вниманием?

Ребенок с недостаточным уровнем внимания:

  • Не занимается задачей, когда это требуется.
  • Пропускает подробности в инструкции.
  • Неоднократно совершает одни и те же ошибки (из-за того, что не учится на прошлом опыте).
  • Может недослушать информацию до конца.
  • Не может успокоиться (так как слишком физически активен) или «проснуться», поскольку кажется сонным и вялым.
  • Начинает выполнять задание, но затем отвлекается на что-то другое и «забывает» выполнить то, что от него требовалось.

Какие еще проблемы могут возникнуть?

Когда у ребенка проблемы с вниманием, у него также могут быть трудности с:

  • освоением новых навыков;
  • социальным взаимодействием;
  • изучением и расширением репертуара игровых навыков;
  • умением следовать инструкциям;
  • восприимчивостью (пониманием) речи;
  • слуховой обработкой (точным пониманием вербальной информации).

Как повысить внимательность у ребенка

  1. Повторение инструкции: когда вы дали инструкцию ребенку, попросите его повторить её, чтобы убедиться, что он услышал / понял то, что от него ожидается.
  1. Сенсорная интеграционная терапия: устраняет проблемы с вниманием, которые имеют сенсорную природу.
  1. Взгляд глаза в глаза: подойдите к ребенку ближе, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; спуститесь до его уровня.
  1. Простой язык: используйте ясный, конкретный язык, когда делаете запросы, и, при необходимости, показывайте, что вы от него хотите.
  1. Уменьшите фоновый шум и отвлекающие факторы, чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго и усвоить информацию, необходимую для выполнения задания.
  1. Развивайте восприимчивость речи (т.е. понимание сказанного), чтобы он лучше понимал ожидания и информацию и, следовательно, мог лучше реагировать на услышанное.

Занятия, помогающие развить внимательность у школьника

Научить ребенка быть внимательным и собранным можно через разные виды деятельности и специальные занятия. Приведём лишь некоторые примеры.

  • Сенсорная деятельность, такая как:
  • полосы препятствий, требующие выполнения физических задач,
  • прогулки с животными,
  • прыжки на батуте,
  • езда на велосипеде и самокате,
  • махи (вперед и назад, из стороны в сторону, поворотные),
  • тактильные игрушки.
  • Дискретные навыки: действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задания, лабиринты и рисование по точкам.
  • Узконаправленные задачи: действия, которые очень специфичны и требуют очень целенаправленного внимания, такие как сортировка, организация и категоризация действий (например, карточные игры, такие как Uno или Memory).
  • Визуальные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организоваться, планировать наперед и, таким образом, более эффективно привлекать внимание, поскольку они знают, что приближается завершение.
  • Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему придется выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют предупредить ребенка о приближении задачи или требования.
  • Обработка слуха: постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем введите «белый шум» (например, помехи по радио), затем классическую музыку, затем передачу по радио и, наконец, ведите разговор с собеседником в комнате.

6 способов развить внимание ребенка

Другие способы научить ребенка внимательности

В психологическом практикуме существует большое количество всевозможных методик на эту тему:

  • картинки-загадки на внимательность,
  • тесты на внимательность и логику,
  • психологические упражнения,
  • развивающие игры и т. д.

Психологические упражнения

Сколько чего в комнате

Ребенку предлагается осмотреть комнату и перечислить как можно больше имеющихся в ней предметов по заданному признаку (например, все предметы зеленого цвета или круглой формы и т. д.).

Счет «не собьюсь»

Ребенку надо досчитать до определенного числа (например, 40), называя вслух все цифры кроме тех, которые делятся на 4. Вместо пропускаемых цифр можно произносить какую-нибудь фразу – например, «не собьюсь».

Буква «М»

Ребенок внимательно слушает небольшой текст и считает все слова, начинающиеся на определенную букву (например, «М»). После прочтения он должен сказать, сколько слов у него получилось. Однако важно, чтобы ребенок при этом понимал, о чем идет речь, а не просто механически вел счет словам. Это легко проверить: после того, как ребенок назовет вам число посчитанных слов, попросите его пересказать прослушанный текст.

Перепутанные действия

Ребенку необходимо выполнять определенные действия следом за родителем по заранее обговоренной схеме, например: если родитель поднимает руки вверх, то ребенок в это время хлопает в ладоши; если родитель делает наклон в сторону, то ребенок выполняет приседание и т. д.

Существительное-глагол

Родитель кидает ребенку мячик, называя при этом какое-нибудь существительное (например, сапог). Ребенок должен придумать на это существительное соответствующий глагол (например, надевать). После этого ребенок кидает мяч обратно родителю и называет свое существительное. Теперь очередь взрослого придумывать глагол, и т. д.

Пример-пословица

Ребенок решает простой математический пример, слушая при этом какую-нибудь народную пословицу. По завершении необходимо назвать ответ в примере, а потом пересказать пословицу.

Тесты для детей на внимательность

Таблицы Шульте

Это достаточно популярный тест на внимательность. Ребенку предлагается квадрат в 25 ячеек. В каждой из ячеек расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Ребенку необходимо по порядку найти и показать все числа.

Узнайте больше про цифры для детей от 1 до 10

Всего таких таблиц может быть несколько (5-7), также можно выбирать таблицы разного уровня сложности.

Выполнять упражнение следует с секундомером (пока ребенок находит все числа, родитель засекает время). Если фиксировать время, затрачиваемое ребенком на каждую таблицу, то можно выявить не только уровень внимательности, но и показатель утомляемости. Регулярная тренировка внимания у детей с помощью этого упражнения приводит к неплохим результатам.

Пример таблицы Шульте

Методика «Корректурная проба»

На специальном бланке представлены ряды букв, расположены они в случайном порядке. Ребенку, в течение одной минуты, необходимо последовательно просматривать ряды и вычеркивать две заданные буквы (например «а» и «с»). Когда минута заканчивается, взрослый произносит команду «черта!». Это означает, что ребенок должен остановиться на той букве, где его застала команда, и поставить черту.

Затем взрослый снова засекает время, и ребенок продолжает вычеркивать буквы, до следующей команды «черта!». В сумме на весь тест отводится 10 минут (10 циклов). Также его можно усложнять, чередуя задания:

  • 1-я минута: вычеркиваются буквы «а» и «с»,
  • 2-я минута: буквы «в» и «к»,
  • 3-я минута: снова «а» и «с»,
  • 4-я минута: «в» и «к», и т. д.

Впоследствии можно также определить не только уровень внимательности ребенка, но и утомляемость внимания, а также его устойчивость и переключаемость.

Методика «Корректурная проба»

Загадки на внимательность

Если вашему ребенку еще сложно справиться с цифрами и буквами описанных выше тестов, предложите ему загадки на внимательность. Можно также использовать для наглядности картинки-загадки.

Двойственные картинки

Покажите ребенку специальные картинки, которые при разном рассмотрении можно воспринимать двояко (лягушка-лошадиная голова, молодая женщина-пожилая женщина, ваза-человеческие профили). Когда он назовет вам один из увиденных им вариантов, предложите ему рассмотреть второй, альтернативный.

Психологический тест: девушка или старушка? Двойное изображение: ваза или профиль?

Картинки-прятки

Хорошо развивают внимательность так называемые картинки-прятки. Например, картинки, на которых нужно отыскать заданное число предметов (геометрических фигур, людей, человеческих лиц и т. д.). Например, существует целый цикл картинок «Найди кота». При этом рисунок построен таким образом, чтобы изображение кота было совершенно незаметным при первом рассмотрении картинки. Некоторые из них видны сразу, невооруженным глазом. Для того же, чтобы найти остальные, необходимо проявить внимательность.

Картинки «найди 10 отличий»

Всем известны парные картинки, с изображением одного сюжета, но с некоторыми различиями, которые необходимо отыскать. Это очень хорошее упражнение на внимательность для детей. Оно так же способствует развитию наблюдательности.

Пляшущий человечек

На картинке изображен человечек в 9-ти разных позах (стоящий ровно, подпрыгивающий, танцующий, шагающий и т. д.). При этом, на первый взгляд, некоторые человечки кажутся абсолютно одинаковыми. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно обнаружить, что это не так. В действительности, только двое из них полностью соответствуют друг другу. Задача ребенка – отыскать эту пару.

Развивающие игры

Также родителям, желающим развить внимательность у своего ребенка, полезно будет знать, что для этого хорошо подходят такие настольные игры, как шахматы и шашки. Также многие спортивные игры, помимо общей физической тренировки, положительно воздействуют на развитие внимания, так как требуют сосредоточенности на объекте (например, на мяче).

Если же вашего ребенка не оторвать от компьютерных игр, не спешите расстраиваться. Компьютерные игры могут быть разные, в том числе и развивающие. Попробуйте выбрать что-нибудь из них, чтобы ребенок мог сочетать увлекательное времяпрепровождение с пользой для развития его основных психических процессов.

Узнайте больше про игры на внимание для детей

Упражнения на развитие усидчивости.

‡агрузка…

  1. Упражнение «Колокольчик» Позвони в колокольчик и попроси детей, чтобы прислушались к вибрации звука колокольчика. Скажи им, чтобы молча поднимали руки, когда звон прекратится. После того как это легкое занятие выполнено, попроси детей помолчать в течение одной минуты и обратить пристальное внимание на другие звуки, которые они слышат после того, как звон прекратился.
    После этого подходи к каждому ребенку и проси его рассказать, какие звуки он слышал. Это упражнение развивает речь, чувство восприятия и внимательность.
  2. Упражнение «Дыхание» Раздай каждому ребенку игрушку (или другой маленький предмет) и, если комната позволяет, попроси детей лечь на пол, при этом положи игрушки им на живот. Скажи, чтобы дышали в тишине в течение одной минуты и обратили внимание на то, как дыхание поднимает и опускает игрушку, а также на любые другие ощущения, которые они почувствуют.
    Попроси их представить, что все тревожные мысли превращаются в мыльные пузыри и улетают высоко-высоко. Медитативное дыхание делает детей дружелюбнее, спокойнее, позволяет им увидеть, что игровая деятельность необязательно должна быть шумной.
  3. Упражнение «Медитация» Пока дети лежат на полу, попроси их закрыть глаза и сильно-сильно (насколько это возможно) сжать все мышцы. Скажи им, чтобы сжали пальцы рук и ног, напрягли бедра, шею, подняли вверх плечи и голову. Попроси детей продержаться в такой позе столько, сколько это возможно, а затем глубоко выдохнуть и полностью расслабиться.
  4. Упражнение «Запахи» Раздай каждому ребенку какой-нибудь предмет с натуральным ароматом: веточку жасмина или лаванды, апельсиновую корку, лимонную цедру, листик герани… Попроси ребенка закрыть глаза и вдыхать аромат, сосредотачивая свои ощущения только на нëм. Это упражнение воздействует на мозг, улучшает память, внимание, усидчивость, способность концентрироваться .
  5. Упражнение «Прикосновение» Подготовь несколько предметов разной величины и формы. Это могут быть пуговицы, камушки, перья, мячи, мягкие игрушки… Попроси ребенка закрыть глаза, достать из коробки (пакета) предмет и описать его. Это очень полезное упражнение не только для детей, но и для взрослых!
  6. Упражнение «Сердцебиение» Попроси детей попрыгать в течение одной минуты, а затем скажи им сесть обратно и поместить руки на груди в области сердца. Пусть закроют глаза и почувствуют свое сердцебиение, дыхание, пусть расскажут, что еще они чувствуют в своем теле.
  7. Упражнение «Чувства» Упражнение может называться «Давайте поговорим о чувствах». Пусть дети сядут поудобнее и расскажут тебе о своих чувствах. Что они чувствуют? Откуда они знают, что у них те или иные чувства? Связывают ли они чувства с определенными органами? Также спроси, какие чувства им нравятся больше всего, что они могут сделать, чтобы чувствовать себя лучше.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]