Польза сказок в жизни детей статья по теме


Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

Сегодня педагоги и психологи находятся в постоянном споре о том, что же такое интеллектуальное развитие. Но в одном они схоже и под этим термином подразумевают некую сумму умений и знаний, или скорее способность усваивать эти же знания и уметь решать нестандартные ситуации. А также необходимо понимать, заранее интеллектуальное развитие ребенка не предопределено, т.е. его можно замедлить или ускорить и даже на каком-то этапе и остановить (все это будет зависеть от обстоятельств). Поэтому если вы испытываете определенный интерес в интеллектуальном развитии своих детей, то следует направить их желание узнать практически все об окружающем мире и неуемную энергию в конструктивное русло. Ведь дети очень активны и любознательны и на удивление быстро схватывают интересную, новую для них информацию. Умственное развитие ребенка, прежде всего, начинается в семье: с простых игр и сказок, рассказываемых ему на ночь. Именно через сказку, фантазию, игру и детское творчество можно достучаться не только до сердца ребенка, но и желаемого интеллекта. И в данном случае сказка будет выступать и как развлечения и как определенная ступень обучения и развития детей. Так именно со сказки берет старт знакомство малыша c окружающим миром и миром человеческих взаимоотношений. Через сказку ребенок познает в этом мире свое место, а также получает первые попытки представить добро и зло, предательство и дружбу, трусость и отвагу. Только сказка может объяснить в доступной форме, что такое хорошо или плохо, положительный это герой сказки или отрицательный. И порой родители недооценивают воспитательную и развивающую роль сказок в развитие детей. И забывают о том, что это народная многовековая мудрость. Кроме того сказка не только эффективная методика развития детей, но и уникальная возможность создать и сохранить с ребенком доверительные, близкие отношения, не омраченные нудными и длинными лекциями, которые вызывают у детей только отрицательные эмоции. А сказка будит воображение и любознательность ребенка, развивает интеллект, помогает понять эмоции и желания других людей. Дети не просто слушают сказку, они ее проживают, становятся героями произведения и даже пытаются преодолевать препятствия, стоящие на пути.

Сказка в полном объеме учитывает все возрастные возможности дошкольника, ведь:

-сказочный язык доступен ребенку; -чаще всего в сказке идет упор на образность мышления, и ребенок не заметно для себя переваривает информацию. Кроме того сказка дает логическое развитие детей; -эмоциональный мир малыша весьма близок к настроению сказки. Так в сказке встречаются говорящие животные. И это очень понимает ребенок, так как в этом возрасте он не сомневается, что есть представители мира живой и неживой природы и сказочные персонажи наделены тоже такими свойствами, как и окружающие вокруг него люди, да и он сам; -чтение сказок — лучший способ помочь ребенку привить любовь к книге.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

1. Выбирая книгу, не забывайте: маленькие дети лучше и быстрее понимают текст, только опираясь на изображение. Первые детские книги целесообразнее приобретать яркими и четкими картинками. 2. Читать одну и ту же сказку малышу много раз. Полюбившуюся книгу малыш просит прочесть снова и снова. Ведь при прослушивании сказки, текст ребенок воспринимает частично, а упущенное достраивается уже маленьким фантазером. И тогда одна и та же сказка предстает пред ними каждый раз по-разному. И раз за разом вживаясь в роль любимой сказки дети таким образом и оттачивают свои личностные качества. 3. При чтении в очередной раз разнообразьте стиль прочтения: медленнее или быстрее, эмоционально или сдержано; 4. После прочтения любимой сказки попросите малыша слепить персонажей из пластилина или нарисовать иллюстрацию. Можно также сыграть эту сказку в домашнем театре или посмотреть фильм, снятого по мотивам этого произведения. Это позволит ребенку глубже понять сказку и почувствовать; 5. Особо впечатлительным детям не стоит читать «страшные» эпизоды и даже выделять их выразительным чтением. Всестороннее развитие ребенка кроется в огромном потенциале сказке. И чем полнее используются эти ресурсы сказки, тем интереснее, ярче жизнь детей.

Сказки по рецепту

Сказки, точно лекарства, должны соответствовать возрасту и «показаниям». Если малышу только два года, то подойдут сказки о животных с повторяющимися действиями и сюжетами. Чтобы такой малыш понял содержание и смог проследить за событиями и героями, лучше показать яркие иллюстрации в книге или обыграть сказку на игрушках.

Около трех с половиной лет дети приобретают навык отличать сказочную жизнь от реальности. Погружать их в сказку и отождествлять с ее героями с этого возраста уже можно смелее. От двух до пяти лет у малыша формируются образные представления и фантазия. Другими словами, мозг подготавливается к восприятию волшебных сказок.

В зависимости от того, что вы хотите привить ребенку, выбирайте сказки о жадности − щедрости («Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотая антилопа», «Морозко»), о смелости − трусости («О трусливом зайце»), о неряхах и чистюлях («Мойдодыр», «Федорино горе») и т. д.

Развиваем интеллект

Специалисты убеждены, если начать учить иностранный язык в раннем возрасте, то полученные знания усваиваются намного быстрее и эффективно. Процесс обучения можно также обыграть с помощью сказочных героев, начиная с самых простых слов (привет, пока, как дела и так далее). При этом ребенок должен поочередно произносить слово на родном языке и иностранном, т.е. научить его способности переключаться. Но стоит помнить о том, что если ребенок не проявляет желание и не хочет (даже посредством сказки) воспринимать иностранный язык, то и не стоит его заставлять, видимо он еще для этого и не готов. Чрезмерное навязывание тоже ни к чему не приведет, а наоборот выработает у ребенка определенный негатив к этому процессу, и вызовет нежелание учить язык и в будущем. Развитие у детей в дошкольном возрасте имеют огромное значение для дальнейшего их будущего. Поэтому на этом этапе развития ребенок должен получить все необходимые составляющие для дальнейшей полноценной жизни. Ребенок должен уметь различать слова. т.е. у него должен идти процесс формирования чуткости к слову. Например, в процессе прочтения сказки малыш должен определить, где красивые слова, грустные, сказочные или ласковые. В тоже время у него должна развивать способность сочинять длинные и смешные слова ( лиса -«рыжехвостая», «пушистохвостая»). Детей стоит и научить различать одинаковые слова по написанию, но разные по смыслу и правильно их применять в каждом конкретном случае. Это будет способствовать также и правильной постановке ударения в слове (мука-мука). Всем известна тесная связь умственной и речевой деятельности. Этому тоже следует уделять должное внимание. Можно использовать игру «Определить лишнее слово». В процессе которой ребенок должен обобщить информацию и нужное отобрать. К примеру кто из героев в сказке лишний, или определить кто не подходит к определенной группу слов (собака, лиса, петух, избушка, заяц и так далее).

Родители знайте, что именно в сказках можно найти материал, помогающий вашим детям стать увереннее, терпеливее, научиться слушать и принимать противоречивость. Ведь сказка – пища для подсознания. А слова имеют свойство забываться, а ощущения то остаются.

И никогда не забывайте, что главное условие развитие интеллектуальных способностей ребенка заключаются в получении удовольствия и радости от процесса познания. Если малыш выполняет определенные задания из послушания, желания получить награду или из-за страха, то он конечно и усвоит эти знания, но это не будет иметь отношения никого к способностям.

P.S. Тесты на определение интеллектуального развитие детей дают только общую картину: соответствует ли ваш ребенок умственному развитию своего возраста. Ведь каждый ребенок – это маленький уник, и если присутствуют какие-то проблемы в решении конкретных задач, или минимальное отставание, то все решаемо, и это можно исправить.

Польза сказок для детей

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет». Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Все мы родом из детства. Навряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Колобка, Репку и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах.

Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны. Почему же мы и наши дети так любим сказки? Какова польза сказок?

Сказки, так сильно любимые нами – это не просто выдумки, которые интересны нам и нашим детям. Это увлекательные истории, которые завораживают, вовлекая в волшебные царства вместе со сказочными героями. Дети воспринимают сказки, как что-то само собой разумеющееся, что не вызывает ни обсуждения, ни критики.

Возвращаясь во времена наших предков, можно заметить, что когда ребенок совершал какой-то проступок, то его не торопились наказывать физически, а всегда «заводили рассказ», наставляя его на истинный путь. После чего ребенок сам мог осмыслить свое поведение и сделать выводы, чтобы потом не повторять содеянного. Сказка очень хороший метод воспитания и обучения детей — можно даже начать учить ребенка читать по слогам. Рассказывая сказки своим малышам, мы передаем им наш опыт и опыт наших предков.

Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учиться сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Сказки очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.

Как ни странно, но сказки тоже надо уметь читать. Чтению сказки лучше отвести отдельное время, например, перед сном. Прекрасно, если Вы будете читать ее с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты. Читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Следуя этим рекомендациям, Вы поможете сформировать у ребенка правильную речь, и в будущем он будет говорить ясно и красиво. По возможности читайте сказки в оригинальном изложении, а не современные укороченные и упрощенные варианты.

Если у Вас не хватает времени, можно прибегнуть к помощи аудиоварианта. Так и дети послушают и Вы параллельно сможете сделать пару дел, находясь рядом с детьми.

Старайтесь читать только одну сказку за один раз, так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит ее читать, значит для него это важно, он пытается получить какой-то внутренний ответ или переживает и проигрывает какую-то жизненную ситуацию. Польза сказок бесценна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: