Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
- Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
- Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду).
- Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
- Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
- Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
- Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его. Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
Научите детей терпеть разочарование и растерянность
Марьяна Абдулла, директор программы по воспитанию детей Научного центра в Калифорнийском университете, делится: «Уметь проходить через разочарование — это навык, который дети в силах приобрести. Когда дети сталкиваются с каким-либо препятствием (например, фортепианные пьесы, которые они разучивают, стали сложнее), это означает, что они могут чувствовать небольшую растерянность, не зная, что делать дальше.
Компания построила для человека кафе «Пьяный краб» и выставила фото в Facebook
Банки из-под шампуня не выбрасываю, а делаю стильные аксессуары: инструкция
Интересный торт, похожий на фаст-фуд из KFC сделала повар из Британии
Будучи родителем, вам следует сделать все возможное, чтобы побудить детей не сдаваться. Пусть они поймут, что нужно двигаться дальше! Расскажите ребенку о множестве случаев, когда лично вы потерпели неудачу или находились в растерянности. Поделитесь историями о том, как терпение и настойчивый труд вознаграждаются. Привлеките братьев и сестер, бабушек и дедушек, а также друзей. Пусть они укрепят уверенность ребенка в том, что приложенные усилия непременно окупятся».
Когда начинать учить ребенка читать?
Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.
- В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению. Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
- Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. Не равняйтесь на других детей.
- Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.
Зона риска для детей и педагогов: должен ли первоклассник к 1 сентября уметь читать и писать
Школы декларируют, что готовиться к первому классу не нужно, а всякие курсы — это просто адаптация. По факту учителя приветствуют, если дети к первому классу уже умеют читать и писать. Но так ли это надо? Рассуждает наш блогер, кандидат педагогических наук, доцент Елена Агапова.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Общение с родителями первоклассников из разных уголков нашей страны, выявило проблему, которая с каждым годом становится все острее. Оказывается, что современная школа приветствует не только навыки чтения, желательно беглого и осознанного, но и навыки письма.
Что же получается: в программе детского сада таких требований к выпускникам нет, а в школе — есть? Вернее, школа не требует (т.к. это незаконно), а желает. Любой учитель пояснит, что ребенку будет легче, если навык чтения будет сформирован. И это понятно. А если он будет знать всю программу начальной школы, то будет еще легче всем — и детям, и родителям, и педагогам.
Только надо ли это делать, и если надо, то как? Заставлять? Принуждать?
Водить по вечерам и субботам в школу на подготовку? Учить самим? Понятно, что дети выпускных к школе групп — целевая аудитория организаций дополнительного платного образования, но и это не решает проблему. Многие дети не только навсегда теряют после такой подготовки мотивацию к обучению в целом, и к чтению, в частности, но и продолжают испытывать серьезные психологические проблемы, практически в течение всего периода начальной подготовки, а то и далее, связанные с ситуацией неуспешного «входа» в процесс обучения. ⠀
С чего начинать учить ребенка читать
- Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде. Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
- При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее). Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
- Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
- Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
- Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
- Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
- Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
- При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
- Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
- Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.
Как научить ребенка читать, играя
- Для того, чтобы ребенок лучше запомнил буквы делайте их самостоятельно и лучше их шершавой бумаги. Так у ребенка задействуется не только зрение, но и тактильные ощущения. Тем более, когда ребенок сам участвует в изготовлении, он лучше познает мир.
- Изучайте одну букву разными способами: рисование на песке, выкладывание из крупы, камешков, лепка из пластилина, рисование левой и правой рукой…
- Проводите специальный массаж. на спине ребенка пишите букву, а он отгадывает. Можно меняться местами, т.к малышу интересно и самому давать задания.
- Развешивайте сделанные буквы и написанные слова по комнате, проговаривайте их. Буквы и слова должны быть яркими и написаны двумя цветами (гласные — красным, согласные синим). Это необходимо для того, чтоб малышу было проще усвоить правила грамматической основы.
- Для этой игры понадобится магнитная доска с буквами, или холодильник с магнитными буквами. Выставляете вертикально несколько согласных букв, те звуки, которые ребенок хорошо произносит. Рядом ставите одну согласную. Это лифт, где гласная буква поднимается и опускается. При этом читаем слоги (сначала взрослый, а потом малыш). Например, МА — ПА — ТА — НА. Дальше можно заменить буквы в лифте и поставит гласные, а согласная будет подниматься и опускаться.
- Когда ребенок освоит чтение прямых слогов. можно перейти к обратным. Например, самолет это буква А. Самолетик приземляется в разные аэропорты и получаются слоги: АН; АП; АМ…Так малыш поймет. что такое обратные слоги и научится их читать. Вначале читает, конечно, взрослый, а малыш слушает. Далее необходимо приобщать его к повторению.
- Не стоит играть в одни и те же игры каждый день, их необходимо чередовать, чтоб не утратить интерес.
- Читать следует эмоционально и никак не монотонно. Читать как бы нараспев, подчеркивая ударения. Сначала читает взрослый, а малыш слушает, затем повторяет.
- Следите за тем, чтоб ребенку было интересно. Если интерес утрачивается, то следует прекратить, чтобы не отбить желание.
Также вам будет интересно игровое познавательное видео Лунтик учит буквы. Видео поможет легко и быстро выучить буквы и подготовить малыша к школе.
Важная деталь
Многие родители склонны использовать одни и те же инструменты в воспитании детей. Это вознаграждение и наказание. С вознаграждением все ясно. Оно действительно рождает в ребенке желание что-то сделать. Наказание вряд ли побудит ребенка тщательно прилагать усилия. Когда вы поручаете детям дополнительную работу по дому, это больше походит на принуждение, чем на мотивацию. Согласно мнению психологов, подобный подход вряд ли окажет длительное положительное воздействие.
Есть ли более эффективный способ стимулировать своих детей? Эксперты сходятся во мнении, что их множество. В этой статье вы узнаете о том, как мотивировать своих детей, избежав грусти и разочарований.
Газон с соняками выглядит некрасиво. Но я научилась их убирать без проблем
Захотели завести сову как Гарри Поттер? Готовьте много места и много мяса
Если кто-то станет бессмертным, что может произойти с ним в течение 700 лет?
Правила к обучению чтению
Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:
- Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
- Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
- Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
- Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
- Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо. чтобы ребенок понимал то, что читает.
- Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся. Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
- Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
- Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или кинезиологические упражнения. Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.
Следите за тоном своего голоса
«Суперняня» с 30-летним стажем Конни Симпсон, которая помогла воспитать более 250 детей, делится: «Хотели бы вы узнать, что думают дети о ваших действиях? Просто поменяйтесь ролями. Сделайте одно из их повседневных дел, а им дайте возможность исправить вас так, как вы обычно исправляете их».
Решили вместо Турции в этого году поехать в Хосту — с 21 июня открывают Сочи
В садах созрела черешня — из нее можно сделать чудесный напиток: рецепт
Новые стратегии разработки лекарств основаны на фазовом разделении
Какой можно сделать вывод? Крики или резкая критика не только создают негативное влияние на психику детей (исследования показывают, что такое поведение родителей увеличивает склонность к депрессии), но и являются неэффективными способами мотивации.
Алан Каздин, профессор психологии и детской психиатрии в Йельском университете, сообщает: «Если ваша цель — изменить что-то в ребенке или развить у него положительную привычку, крик — самый худший способ для подобного». Вместо этого Алан предлагает систему, в процессе которой вы словно настраиваете ребенка на успех, четко и заранее объясняя, что вы от него хотите.
Профессор резюмирует: «Последствия ваших слов или действий должны быть только положительными. Если ваш ребенок пытается повесить куртку, похвалите его, используя объятия и поцелуи (физические действия подчеркивают похвалу, словно восклицательный знак в предложении). В результате нежелательное поведение ребенка будет таять прямо на глазах».