ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА статья на тему

У большинства родителей возникает вопрос: когда начинать воспитывать ребенка? В одних случаях взрослые считают, что еще рано, а иных, к сожалению, резюмируют, что довольно поздно.

Концепция имеет ряд форматов и рассматривается не только с точки зрения профессионального педагогического подхода, но и ряда иных направлений. К их числу можно отнести опыт. Этот фактор лидирует по всем направлениям, поскольку набирает обороты и опережает быстротой мысли и количеством участников. Концепция проста: рождение ребенка – не просто радость родителям, но и небезызвестное участие бабушек и дедушек, а в некоторых семьях и прабабушек и прадедушек. Круг участников знаменательного события широк, и за плечами каждого многолетний опыт по воспитанию, лечению, кормлению, прогулкам и массу различных историй.

Такой момент и может стать причиной номер один в «расколе молодой пары» и расхожести мнений.

Безобидный способ решения проблемы

Что бы иметь четкое убеждение, когда начинать воспитывать ребенка, необходимо обозначить свои позиции еще до его рождения. Один мудрый человек сказал: «Хочешь быть хорошим воспитателем – стань хорошим учеником». Не стоит искать сложностей на пустом месте. Создав семью, люди самостоятельно выстраивают свой уклад и пытаются определенное время «притереться». Это нормальная ситуация, путь проверенный годами, имеет право на существование.

Готовность стать родителями, уже обязывает готовиться стать воспитателями. Для этого необходимо «выступать единым фронтом». В создании любой молодой семье обязательно пытаются участвовать обе стороны родителей молодых, безумно любящие свое чадо, которое вдруг выросло и пытается уйти в самостоятельное плавание. Не успев отойти от «передачи» своего дитятки в руки другой женщине или чужому парню, потенциальные бабушки и дедушки на подсознательном уровне считают, что обязательно должны участвовать в судьбе молодой семьи. Забота и переживание – это хорошо, но во всем должна быть мера. Для этого необходимо:

  1. Обозначить свои позиции в самостоятельном русле. Заявлять об этом необходимо корректно и дипломатично, с присутствием молодого человека и девушки одновременно. Цель диспута одна – заверить родителей, что молодая семья справится со всеми «тяготами» будущего материнства самостоятельно, а помощь родителей – только в экстренных ситуациях.
  2. Будущая мама максимально должна привлекать мужа к подготовке появления малыша. Это не значит, что он обязан присутствовать на родах. Достаточно ограничится подготовка бытовых вопросов, предварительных покупок и детального разъяснения, что делать и где взять в случае отправки жены в роддом. В такое детали следует погружать не маму, а мужа! Это важно.
  3. Выбор имени. Напрочь отказаться от принципа: «Решу сама!». Обоюдное решение и умение слышать и уважать друг друга – важный фактор в становлении семейных отношений.
  4. Когда начинать воспитывать ребенка? Еще до его рождения. Это правильный подход и верное решение.

Грудничок и воспитание

Появление на свет малыша приносит в дом массу хлопот и переживаний. Поведение мамы и папы во многих поступках является зеркальным отображением для ребенка. Особенно это явно выражено в первые годы жизни.

Воспитание – это труд, требующий конструктивного подхода и полного отсутствия гонки за лидерством. На первом году жизни, уже после 10 месяцев, малыш хорошо понимает интонацию голоса. По его выражению лица, мама понимает детскую реакцию. Возрастной период от года до трех обусловлен основными потребностями:

  • Крепкий и здоровый сон.
  • Полноценное питание.
  • Своевременный стул.

С первыми шагами подключается и вероятность падений, ушибов и неудач. Важно сконцентрировать его понимание на таких вещах, как «нельзя» и «нет». Приучать малыша к горшку также стоит с позиции обучаемости и похвалы.

Первые проблемы и пути их решения

С первыми шагами и словами ребенок пытается испытывать родителей на прочность, подключая известны способы – плач и крик. Если они не связаны в физической болью, а являются элементом манипуляции, то поведение родителей должно быть соответствующим.

Многие малыши привлекают внимание и пытаются добиться желаемого путем визга и топаний ногами. Реакция и поведение взрослых – важный шаг на пути правильного воспитания.

Специалисты считают, что прежде чем решать, когда начинать воспитывать ребенка, стоит учесть важные правила:

  1. Для малышей детсадовского возраста игровая форма воспитания – идеальный вариант. Они воспринимают слова, поступки и их результат через процесс игры и участия в них любимых героев.
  2. Игнорирование детской проблемы. То, что родителям кажется предельно простым, может играть существенную роль для малыша. Стоит внимательно вникнуть в его проблему и развеять все страхи.
  3. Поддержание любого позитивного начинания. Не стоит искать малышу занятия. Он прекрасно справляется с этим самостоятельно. Заинтересовался рисованием – купите краски и альбом, нравится строить – подключитесь к конструктору, увидели творческий потенциал – организуйте домашний театр. Ребенку должно быть интересно, он только начинает искать себя.
  4. Доверие. Смена правил, в пользу собственной выгоды – тактика не из лучших. Это касается не только процесса игры, но и бытовых вопросов. Если имеется табу, то оно должно быть неукоснительным правилом для всех участников.

Ошибки родителей – печальный итог воспитания

Тем, кто не уверен, когда начинать воспитывать ребенка, стоит четко уяснить два главных параметра:

  • Начинать нужно как можно раньше. Главное делать это грамотно и профессионально.
  • Не нужно воспринимать процесс воспитания, как монотонное вычитывание по факту баловства малыша. Воспитание – это формат поведения, который воспринимается ребенком, как норма.

Многие родители допускают одну из частых ошибок. Они наказывают ребенка за то или иное поведение, или проделку. Физическое воздействие априори не допустимо. Формат угроз в плане лишения прогулки, просмотра телевизора, похода в гости – неправильная стратегия. Дети дошкольного возраста не всегда понимают, как должны поступать. Очень важно с ними говорить и объяснять. Детки трех-четырех лет доверяют маме и папе. Они для него образец для подражания. Все разговоры и доводы любимых людей – весомый и действенный инструмент.

Но к числу распространенных ошибок, когда начинать воспитывать ребенка относятся:

  • «Угроза перестать любить, бросить, уйти, отдать чужому дяде». Эта форма должна быть выброшена из арсенала влияния. Маленькие детки привязаны к маме и страх потери несет потрясение. Он прекратит баловаться, но двигать его поступками будет не воспитание, а страх остаться в этом мире без любимого человека. Манипуляция чувствами – главная ошибка.
  • Контроль эмоций. Каждый человек подвержен плохому настроению. Это становится результатом бытовых неприятностей, легкого недомогания, проблем на работе, обида и масса причин. Но перекладывать груз неприятностей на плечи крошки, и делать его заложником своего плохого настроения – неправильно. Стоит воздерживаться от повышения интонации и абстрагироваться.
  • «Залюбленные» дети – прямой путь к воспитанию эгоиста в семье. Избыток заботы, желание отдавать, покупать, ублажать (без обязательств, просто за то, что это» маленький ребенок») – есть возможность и грустный результат, но воспитания нет! И думать, когда начинать воспитывать ребенка нет никакого смысла!
  • Пустить все на самотек, будучи уверенным, что гены ничем не исправишь. Характер – это труд, нужно быть хорошим скульптором, чтобы постараться лепить чисто и складно. Используя подобную аллегорию, стоит заметить, что детство – идеальна пора, когда можно и нужно находить ошибки и их исправлять!
  • Многие родители возражают в стиле: «разве я такому учила?». Звучит в качестве оправдания собственного бессилия. Нет, не учила, потому, что не объясняла как нужно поступать. Детям не стоит рассказывать, чего делать не нужно. Воспитательный момент – когда ему доносится, как правильно поступать в любой ситуации, а неправильный поступок преподносить, как результат отступления от правил. Два взгляда на одну ситуацию – заставить одеть шарф. Первый – приказной «оденем или…». Второй – «когда холодно, нужно спрятать горлышко, иначе оно заболеет, и мы не сможем пойти …». Ангажировать – правильностью поступка, а резюмировать результатом от нарушенных правил.

Развитие ребенка от 0 до года.

Одни родители задают на консультации вопросы о норме развития детей. А другим родителям я задаю вопросы:

— Как вы могли не видеть это нарушение?

— Почему не обратились к специалистам ранее?

И поверьте мне, уж лучше перестраховаться, чем упустить…

Помните, что ребенок — это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Новорожденный

Движения новорожденного ребенка некоординированные. Ручки, согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучать ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке, активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Первые 3-4 недели жизни плачут дети без слез.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и, почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять её как чужого человека и отказаться от кормления.

1 месяц

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб, закрывает глаза. На лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые «объекты» повышенного внимания у малыша — это лица самых близких людей — тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят недолго.

Если разведёте пальчики ребенка и положете ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

2 месяц

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике, ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд. И если вы, начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше подвесить 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и поворачивать головку в сторону звука, прислушиваться к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок может радостно плескаться ручками, бултыхать ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции: улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже, если мама с улыбкой, нежным голосом ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «э». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

3 месяц

На 3-м месяце ребенок становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он, опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них. Лежа на животе, может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.

Ребенок различает лица и голоса “своих и чужих”, понимает интонацию

Многим деткам нравится «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Играя своими ручками, дети «выдают» разные звуки.

4 месяц

Вашему малышу уже 4 месяца. И, возможно, у него изменился цвет глаз и цвет волос.

Малыш активнее поворачивается со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой из стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений: ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривая руки, ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит и даже кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет уже наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Детям очень нравится сидеть. Он может сам удерживать головку вертикально, но делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырехмесячном возрасте ребенок стремится к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать.

5 месяц

При общении со взрослыми у пятимесячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, э, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гулит и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями: визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания, оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов — опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивать пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны — в этом возрасте дети часто совершают “полеты” с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек — это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас, и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]