Консультация «Как научить ребенка запоминать цвета» в младшей группе


Цвета и возраст

Новорождённый ребёнок воспринимает окружающий мир как большое пёстрое пятно. Примерно со второго месяца жизни малыш начинает различать жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, чёрный и белый цвета, а к шести месяцам – фиолетовый. Речь идёт именно о различении, узнавании. Ребёнок ещё не может назвать ту или иную окраску, сгруппировать игрушки, картинки по этому признаку. В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ребёнок ориентируется в спектре, но цвета ещё не выступают существенными признаками, по которым определяются объекты. Ребёнок от 3 до 7 лет может различать и называть цвета, оттенки (салатовый, светло-коричневый и т. д.), сам выбирает карандаши, краски, фломастеры для рисования, раскрашивания, кубики для возведения постройки, детали для создания образов из конструктора. Границы выделенных периодов формирования цветоразличения у ребёнка нечёткие и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, условий его воспитания. Таким образом, различать цвета кроху можно учить уже в младенчестве. Вот некоторые способы обучения.

Показ и называние


Демонстрация предмета с последующим его называнием – основной методический приём работы с ребёнком младенческого возраста. Для занятия понадобятся погремушки. Трясите игрушку в поле зрения малыша, приговаривая: «Послушай, как звучит красная погремушка: «динь-динь»». Занимаясь с двухмесячным ребёнком, возьмите одну погремушку жёлтого цвета, спустя 2-3 дня поменяйте её. Предлагайте малышу слушать красную, зелёную, синюю погремушки. Постепенно кроха научится различать не только цвета, но и звуки. Во время общения с 3-4 месячным ребёнком используйте несколько звучащих игрушек сразу, трясите их по очереди, называя цвета. Пятимесячный ребёнок может играть с погремушкой сам. Это научит его отличать одну игрушку от другой, в том числе, и по цвету. Полугодовалому малышу демонстрируйте кольца пирамидки, кубики и сообщайте их цвета. Возьмите младенца на руки, носите его по комнате или двору, показывая и называя столы, стулья, обои, часы на стене, горки, качели, турники, песочницу на детской площадке, траву, деревья, не забывая говорить о цвете. Поскольку красок в мире много, отделяйте наименование цвета от вещи, произносите не «Это синие качели», а «Это качели, они синие». Шестимесячного малыша знакомьте с одинаковыми внешне, но по-разному окрашенными предметами: «Это колечко красное, а это – голубое».

Сотрудничество


Крохам второго полугодия жизни показа и называния уже мало. Важно, чтобы ребёнок собирал пирамидку, упражнялся с вкладышами, кубиками, пробовал уложить «Ваньку-встаньку». Покажите малышу образцы действий, так он быстрее станет различать предметы по цвету. Внимательно следите за безопасностью младенца. Годовалый малыш стремится увидеть, потрогать, обследовать всё, что попадается у него на пути. Используйте это стремление, чтобы познакомить ребёнка с разными цветами: «Поставим красный кубик на синий, получится башня», «Сначала будем нанизывать на штырь пирамидки жёлтое колечко, потом – зелёное». Обучение цветоразличению сочетайте с упражнением малыша в ходьбе. Разместите кирпичики из конструктора в разных местах комнаты и предложите ребёнку подойти к каждому из них: «Пойдём по дорожке до жёлтого кирпичика», «Пойдём по дорожке до синего кирпичика» и т. д.

учим цвета план-конспект занятия на тему

Для Вас, родители!

Игры и упражнения по ознакомлению детей с цветом

Игра на различение пар цветов. Возьмите две коробки, обклейте их цветной бумагой. Одну — синим цветом, другую — желтым. Или одну — красным, другую — зеленым. Наберите фигурки таких же цветов из строительного набора, мячики и т.п. Покажите ребенку, что он должен делать и комментируйте свои действия, не называя цвета. Говорите что-то вроде: «Давай будет складывать такие фигурки в такую коробку, а такие фигурки — в такую». Если ребенок сообразит и назовет цвета правильно, поощрите его. Если не назовет, не требуйте этого от него. Пусть он выполняет упражнение, не называя цветов. Так Вы научите ребенка находить предметы одного цвета, сравнивая между собой их пока не на понятийном уровне, а только зрительно. Именно этот опыт первичен, поэтому повторяйте это упражнение в разных видах. Учите ребенка сравнивать и находить одинаковые по цвету предметы, раскладывать их, совмещать и т.п. Когда малыш освоит игру с двумя цветами, возьмите 3, затем 4.

«Семицветик», рамки и вкладыши из мягкого полимера, в которых задействованы основные цвета, книги, в которых на каждой странице размещены картинки одного цвета.

Побольше старайтесь называть цвета в быту. Например, проговаривайте каждый раз, когда даете малышу его любимую кружку, какого она цвета, вроде: «Вот держи свою любимую зеленую кружку», или когда малыш надевает привычные штанишки, подчеркивайте, какого они цвета. Могу предложить еще такую идею: купите салфетки такого же цвета, какие у Вас тарелки. Сервируйте вместе с ребенком стол, проговаривая, что сегодня у Вас будет особенно красивый стол, потому что Вы возьмете салфетки такого же цвета, как тарелки. Подсуньте малышу одну салфетку (или тарелку) не того цвета. Когда ребенок будет вместе с Вами сервировать стол, он заметит ошибку. Устраните ошибку вместе с ребенком.

Возьмите мозаику или счетные палочки и вместе с ребенком разложите их по тарелочкам соответствующих цветов. Не оставляйте ребенка одного играть с мелкими предметами.

Найди такой же»

Покажите ребенку один кубик (красный, желтый, зеленый или синий) и попросите принести такой же. Обязательно комментируйте свои действия. Если ребенок затрудняется, обязательно помогите ему.

«Убери лишний»

Из синих кубиков выложите дорожку. Но среди них положите один красный кубик. Попросите ребенка найти лишний кубик.

«Игра своими руками»

Покупаем два набора картона и начинаем фантазировать. Можно вырезать цветы и бабочки. Ребенок должен посадить бабочек на цветок такого же цвета. Или вырезать чашечки и блюдца и сервируем стол — к каждой чашке подбираем такого же цвета блюдце.

«Маленький спортсмен»

Можно вырезать из картона большие круги, разложить их по комнате и пусть ребенок перебегает или перепрыгивает из красного цвета на синий, из зеленого на желтый и т.д.

«Игра с пирамидкой»

Собирая и разбирая пирамидку, пусть ребенок называет цвета ёё колец.

На следующий день подготовьте ребенку нарисованные полотенца, серединки которых оставь пустыми. Из бумаги вырежи соответствующие по цвету серединки для полотенец!

Нарисуйте дерево. Из цветной бумаги надо вырезать листочки разных цветов и предложить ребенку приклеить на дерево все желтые цветочки, потом добавить зеленые, и только потом красные!

Приготовьте следующую заготовку: нарисуйте палитру красок. Задача ребенка поочередно раскрасить емкости для красок проговаривая цвета.

Вещички порвались, как же быть? Надо подобрать к ним латки соответствующих цветов!

Нарисуйте разные вещи, по несколько из них раскрасьте одним цветом, несколько других другим. Задача ребенка соединить эти вещи между собой тем же цветом карандаша, которым они раскрашены.

Нарисуйте большой листочек, а так же подготовьте несколько божьих коровок разных цветов. Предложите ребенку сразу прикрепить желтых жучков на листик, затем красным и так далее.

Бусинки для мамы! Нарисуйте несколько ниток бус, каждую первую раскрасьте любым цветом. Остальную нить должен закрасить ребенок соответствующим цветом.

Нарисуйте на листочке контуры овощей и фруктов. Задача ребенка – раскрасить их соответствующими цветами!

Желаю Вам успехов и веселого времяпровождения с вашими детьми.

Игра

Дети начинают играть примерно с двух лет. Ребёнок укачивает куклу или мишку, кормит их, катает на игрушечной машинке. Думаете о том, как научить ребёнка распознавать цвета? Включитесь в игру, акцентируйте внимание малыша на окраске игрушек, кукольной одежды, посуды, мебели: «Зайчик будет пить чай из красной чашки, а мишка – из синей», «Куклу Машу оденем в жёлтое платье, а куклу Катю – в зелёное». Проблема, как научить ребёнка различать цвета, волнует не только родителей, но и педагогов. Специалисты разрабатывают дидактические (обучающие) игры. Вот одна из них (подходит для детей 2-3 лет). Вырежьте из цветного картона одинаковое число квадратов со сторонами 12 и 8 см. В центр каждого большого квадрата приклейте изображение мышки на белом фоне. Предложите ребёнку помочь грызунам спрятаться в «норках» от кошки. «Норки» – это большие квадраты. Маленькие геометрические фигуры – это «дверцы», которые нужны, чтобы хищница не обнаружила добычу. Маленьким красным квадратом закрываем мышку на большом красном квадрате, зелёным – на зелёном и т. д. Просите ребёнка называть цвета «норок» и «дверей». Малыш с удовольствием выполнит просьбу. Трёхлетний ребёнок вместе со сверстниками с удовольствием поиграет в подвижную игру «Цветные автомобили». Подготовьте несколько разноцветных флажков для себя и бумажные круги – «рули» для детворы. Цвет круга совпадает с окраской того или иного флажка. Станьте в центре площадки, а детей разместите за её пределами. Вы поднимаете флажок, а малыши, в руках у которых «руль» такого же цвета, ходят или бегают, имитируя движение легковой машины. Для детей от 4 до 5 лет предусмотрены игры:

  • «Разложи по порядку» (предлагается распределить картинки с изображением, например, апельсинов от самого светлого до самого тёмного);
  • «Семицветик» (малыш последовательно раскладывает вокруг серединки цветка лепестки цветов спектра);
  • «Собери букет для Снегурочки и Солнечного лучика» (для снегурочки подбирают бумажные цветы холодных оттенков, для Солнечного лучика – тёплых) и др.

Будущий школьник увлечётся играми «Составь натюрморт» (на силуэты накладывают подобранные по цветовой гамме изображения), «Назови цвета времён года», «Сложи узор» и т. д. Играйте с детьми, и вопрос, как научить ребёнка различать цвета, потеряет актуальность.

Рисование

Малыши очень любят рисовать, начинают «создавать шедевры» примерно с годовалого возраста. В это время ребёнок рисует произвольные линии, мазки, ритмично заполняет лист бумаги пятнами, не особо заботясь о том, чтобы различать краски палитры. Пока малыш занят рисунком, комментируйте действия ребёнка, называйте цвета: «Какая замечательная красная линия!», «Какое прекрасное жёлтое пятно!», предлагайте попробовать разные краски: «Возьми зелёную, посмотрим, что получится», «А здесь, наверное, лучше синей». Чтобы помочь двухлетнему ребёнку ориентироваться в цветах, используйте игровые упражнения:

  • дорисовать шарикам ниточки (шарики нарисуйте заранее, ребёнок добавит ниточку такого же цвета, что и шарик);
  • нарисовать лучики солнышку и дождик из тучки (солнышко и тучку изобразите на разных листах, ребёнок дорисует лучики жёлтым цветом, а дождик из тучки – синим или фиолетовым);
  • дорисовать лепестки (нарисуйте несколько лепестков, ребёнок дополнит изображение, используя те же цвета) и др.

Дети от 3 до 5 лет рисуют предметы, элементарные сюжеты, декорируют получившееся работы. Во время рисования представления дошкольников расширяются. Малыши используют основные цвета и оттенки, учатся различать близкие и контрастные, тёплые и холодные тона. Рисунки детей от 5 до 7 лет более сложные. Дошкольники сочетают линии, цвета, техники рисования. Вот и ещё один ответ на вопрос, как научить ребёнка различать цвета. Рисуйте с малышом почаще. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка один на один с красками, кистями, другими принадлежностями для рисования.

Как научить ребенка различать цвета?

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстати, на красках и хотелось бы заострить особое внимание. Палитру цветов и оттенков нужно не только видеть, но и уметь различать. В этот-то момент у большинства мам и возникает вопрос, как научить ребенка запоминать цвета? Ведь непоседливому малышу интересно все и сразу. А значит снова нужно набираться терпения и шаг за шагом показывать ему насколько ярок и красочен окружающий мир. Сегодня обучение ребенка цветам не составляет никакой проблемы. И мы не только докажем это, но и приведем примеры интересных упражнений.

Учим цвета с ребенком

Первый вопрос, которого мы коснемся – когда ребенок начинает различать цвета? Природа наделила новорожденных младенцев слабым зрением, а точнее дальнозоркостью. Видеть предметы и отличать их друг от друга малыш начинает только спустя 10 недель после рождения. Уверенно различать цвета малыш начинает ближе к полугоду. А знать их он должен уже к 3-4 годам. Именно в этом возрасте зрительное восприятие и осязание являются лидирующими среди всех чувств. И если малыш еще не знает, как называется тот или иной оттенок, нужно немедленно приступать к их изучению. Но прежде чем вы приступить к упражнениям, важно понять, что изучение цветов для детей не должно быть скучным занятием с бесконечным зазубриванием. Основная деятельность малышей – это игра. Тем более если к ней присоединяется мама. Когда мы изучаем цвета с ребенком, то стараемся увлечь его этим процессом, но при этом не стоит навязывать ему определенную деятельность. Дети быстро отвлекаются от одного действия и переключаются на другое. Именно на эту возрастную особенность нужно опираться при обучении.

Как научить ребенка цветам?

Начинать следует с красного цвета. Затем идет желтый, зеленый и синий. Эти цвета не только являются основными в палитре, но и воспринимаются ребенком лучше других. Как начать обучение? Рассмотрим на одном примере.

  • объявите малышу, что сегодня день красного цвета. Повесьте красный шарик на видном месте или расклейте везде красные стикеры. В течение дня изучайте лишь красный цвет;
  • лучше всего проводить обучение с помощью рисования. Это занятие нравится детям, и не будет для них навязчивым;
  • предложите малышу: «Давай возьмем красные краски (карандаш, мелок, фломастер и т.п.) и нарисуем красный домик. Я нарисую стены и окно, а ты крышу. Давай ты раскрасишь крышу красным цветом, а я сам домик. Каким цветом ты красишь крышу? Правильно. Красным! А я каким цветом сделаю стены? Верно, тоже красным. Посмотри, какой замечательный красный домик у нас получился!»;
  • после того, как рисунок будет готов, повесьте его на видное место и показывайте родне, какой красивый красный домик вы нарисовали.

Как еще выучить цвета с ребенком? Чтобы малышу не надоедали одни и те же занятия, пробуйте с ним разные упражнения:

  1. Вырежьте из картона 4-х цветов 4 треугольника и 4 квадрата. Поменяйте местами крыши и скажите ребенку: «Ой, у наших домиков перепутались крыши! Давай разложим их так, чтобы цвета совпадали». Помогите малышу определить нужный домик и называйте цвета.
  2. Когда вы затеваете стирку, зовите малыша активно участвовать в этом процессе. Например, вы сортируете по цветам белье, а малыш помогает вам определить нужный оттенок. Можно специально положить в белое белье что-нибудь цветное. При этом спросите малыша: «Тебе не кажется, что здесь какой-то цвет лишний?». То же самое можно проделать при уборке дома и сортировке игрушек по цветам.
  3. Устройте с малышом соревнования, кто найдет больше предметов одного цвета
  4. Можно затеять игру как с одним малышом, так и сразу с несколькими детьми, чтобы им было веселее. Вырежьте из картона три больших круга красного, зеленого и желтого цветов. Объясните правила: на красный цвет двигаться нельзя, на желтый цвет нужно прыгать на месте или на одной ноге, а если показался зеленый – можно бегать. Сначала все действия выполняются вместе с ребенком. Затем можно молча показывать карточки или усложнить задание и говорить цвета голосом.

Если вы задались вопросом, как научить ребенка различать цвета и уже приступили к занятиям, запомните несколько важных правил:

  • заниматься с ребенком можно с 1,5 лет;
  • не начинайте изучать новый цвет, пока малыш не запомнил предыдущий;
  • после 4-х основных цветов должны следовать оранжевый, фиолетовый, черный и белый, а уже затем все остальные оттенки;
  • не торопите ребенка и обязательно подскажите ему, если он совершил ошибку. Вводите в игру другие цвета постепенно. Не больше двух для начала;
  • не используйте для обучения онлайн-игры и прочие компьютерные программы. Они будут мешать ребенку сосредоточиться, и испортят ему зрение.

Раскрашивание


Не менее, чем рисовать, дети любят раскрашивать. К этому занятию приобщайте ребёнка с двух лет. В раскрасках для малышей изображения крупные, на картинке представлен один предмет или персонаж, даются образцы раскрашивания, чтобы можно было различать детали готового рисунка. В раскрасках для детей от 4 до 5 лет встречаются не только предметные, но и сюжетные изображения: зебра Марти катается на дельфинах, Карлсон рассказывает Малышу секрет, мальчик с девочкой вешают скворечник для птиц. Цвета для раскрашивания ребёнок подбирает сам. Раскраски для 5-7-летних «художников» дополнены цифрами, буквами, упражнениями на штриховку. Раскрашивание станет хорошим упражнением на цветоразличение, если предложить ребёнку раскрасить цифры, буквы, сделать разноцветным образ, получившийся в результате штриховки. Малыш заинтересуется раскраской, и родителям не придётся беспокоиться о том, как научить ребёнка различать цвета.

Вопрос

Здравствуйте! Моему ребенку 4 он путает цвета. Может просто мы их не выучили или он дальтоник. Сначала рассказываю и показываю (белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный) потом прошу дай красный дает наугад и так со всеми цветами, но спрашиваю какое солнышко цветом покажи дает желтый но назвать может хоть красный хоть зеленый хоть синий. И еще он левша карандаш держит плохо не получается рисовать как научить не знаю. Дома начинаем рисовать у него не получается не старается потом все бросит. Прошу давай еще начинает просить хочу кушать пить и еще что-нибудь придумает. С цифрами попроще выучили до 5 считаем до десяти(пости всегда правильно семь восемь путаем местами). Что мне делать он начинает отставать в развитии, дальше еще будет сложнее. А так и не скажешь хитрить научился разговаривает хорошо, геометрические фигуры знает основные (круг, квадрат, треугольник, овал), играм спрячь предмет говорит сразу что спрятала. Подскажите
Спрашивает: макарова ирина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]