О том, что ребенок недостаточно самостоятельный, родители чаще всего вспоминают перед детским садом или первым классом: как же он там справится один? Очень многим сегодняшним взрослым проще сделать за малыша, чем научить самостоятельности в каком-то деле, развить какой-то навык. Это и правда нелегко. Иногда на приучение к самостоятельности не хватает терпения и фантазии у взрослых, а иногда ей сопротивляется сам ребенок. Почему?
Если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, читать, ходить в магазин
Есть в психологии понятие: «зона ближайшего развития». Предположим, что ребенок обладает неким навыком Х — умеет надевать ботинки на липучках. Следующий навык — Y, надевать ботинки со шнурками. Между этими навыками есть некоторое расстояние. Сам малыш научиться этому может, но на это у него уйдет много времени. А если шнурки завязывать за него, будет быстро, но о самостоятельности придется забыть. Как же быть?
Взрослый может поставить промежуточную точку — навык Х1. Если Х — надевание ботинок на липучках, Y — ботинок со шнурками, то в качестве Х1 можно завязывать шнуровки на кукле, или шнуровать ботинки, не надевая их, или пришнуровывать деревянные пуговицы деревянной иголкой.
Все это — отдельные варианты шнуровки, с помощью которых нужно показать малышу, как это делается. Он бы сам не додумался, что можно учиться шнуровать ботинки на другом предмете, этот шаг для него невозможен. И постановка ближайшего навыка, т.е. того, что родители придумали и с которым помогли, — это и есть принцип зоны ближайшего развития. Они создали такую зону, и она позволила сыну или дочке продвинуться быстрее за меньшее время. Это относится почти к любому навыку.
Например, есть знание букв (точка Х) и умение самостоятельно читать (точка Y). Это два совсем разных навыка: малыш может знать алфавит в 3 года, а начать читать в 7 лет. И чтобы он дошел из точки Х в точку Y, нужно разбить дистанцию не на один, а на несколько отрезков. И не пытаться делать что-то за мальчика или девочку, но на каждом этапе придумывать нечто, что им поможет.
Например, записки, книжки крупным шрифтом, кубики Зайцева, надписи на предметах, пришедшее по почте письмо, которое может прочитать только сам малыш. Что-то, что позволяет быстрее и легче прийти в конечную точку. При этом мы не лишаем ребенка самостоятельности, мы не делаем это за него, но мысленно для себя разбиваем путь к освоению навыка на части и так делаем его более доступным.
Например, дошкольник не может сам сходить в магазин, а родители хотят, чтобы он это умел. Но волшебной палочки ни у кого нет, и часто маме с папой нужно построить этот путь, создать зону ближайшего развития, иначе ребенок так и не окажется в точке навыка: ему будет страшно переходить улицу, он будет бояться продавщицу, терять деньги, не доходя до магазина.
Или, например, родители делают уроки вместе со школьником, а хотят, чтобы он их делал сам. Если бы можно было сказать: «Все, теперь ты делаешь сам», — и он бы взял и стал делать. Такие вещи тоже бывают, но, к сожалению, редко. Часто, если был сформирован один навык, нужно время и разбиение на подпункты, чтобы сформировался другой.
Объединяем усилия
Родители прекрасно понимают, что несамостоятельным, избалованным и беспомощным растет не нянин ребенок, а их собственный. Нанимателям и няням имеет смысл объединять усилия, запасаться терпением и чуткостью.
«Родителям, которые ждут от няни работы по развитию ребенка, а не его регресса, я советую быть очень внимательными в пробные дни, — комментирует психолог Марина Смовж. — Наблюдайте, как соискательница работает с ребенком. Ваше присутствие в комнате, но невмешательство в общение няни и ребенка создаст нужное напряжение, ведь няня будет стараться понравиться. И в такой критической для нее ситуации выявятся наилучшим образом основные принципы ее взаимодействия с детьми».
Наш эксперт Марина Смовж советует подробно расспросить няню о ее взглядах на развитие и воспитание ребенка и обязательно рассказать ей, что ваш ребенок уже умеет делать сам. «Если няня начнет делать эти вещи за него, вы быстро сможете это понять, — говорит психолог. — Например, собираясь на прогулку в выходной день, вы обнаружите, что ваше чадо, которое еще неделю назад ставило рекорд по надеванию комбинезона, сидит и ждет вашей помощи. Такую ситуацию можно трактовать и как потребность ребенка в вашем внимании, для получения которого будут все способы хороши, в том числе и резко возникшая неспособность самостоятельно одеться. Но обсудить внезапную беспомощность с няней будет не лишним».
Воспитывать в маленьком человеке самостоятельность – дело непростое и требует от всех взрослых в доме помимо чуткости и терпения, последовательности и согласия между собой. Например, сознательная и ответственная няня может научить капризного избалованного малыша каждый вечер убирать за собой игрушки, а потом он поедет в гости к бабушке с дедушкой, и они за пару недель все нянины достижения сведут на нет.
«Тут нужна, прежде всего, четкая позиция родителей», — считает психолог Андрей Коновалов и предлагает пять советов мамам и папам, которые хотят вырастить не тепличное растение, а самостоятельную личность.
- Родители должны определить для себя все те полезные навыки самостоятельности у ребенка, которые они считают нужным развивать у него в соответствии с возрастом на данный момент (шнуровка ботинок, самостоятельность за столом и т. д.).
- До начала поисков няни взрослым в семье необходимо договориться друг с другом по поводу всех требований, предъявляемых наемному работнику, и, в том числе, тех полезных навыков, которые няня будет прививать ребенку. Разумеется, надо отдавать себе отчет, что няне зачастую проще и быстрее все сделать самой, чем дождаться, когда малыш сделает сам. И, тем не менее, это совсем не значит, что с будущей няней нельзя договориться.
- При собеседовании с няней сразу же четко обговаривать с ней все необходимые прививаемые навыки ребенку как одно из условий предоставления работы. Возможно, это будет стоить некоторых дополнительных финансовых расходов.
- Контролировать работу няни. Ни в коем случае не пускать отработку данных навыков на самотек, но и не требовать ни от няни, ни от ребенка молниеносных результатов. Надо помнить, что дети все разные и с разными способностями. В общем, проявлять разумное чувство меры в соответствии со способностями именно вашего ребенка.
- И, наконец, в воскресные и свободные дни, которые малыш проводит с родителями, интересоваться у него полученными результатами, помогать, объяснять и тренировать их выполнение. И, разумеется, не забывать, что в конечном итоге ответственность за воспитание и развитие ребенка лежит на его родителях.
Мария Иванникова
Как найти зону ближайшего развития
Одно из основных родительских умений, связанных с развитием самостоятельности, — найти зону ближайшего развития, увидеть, чем можно помочь, не лишив ребенка возможности сделать то, что необходимо, самому. Если делать все за сына или дочь, такое «обучение» продлится неограниченное количество часов, пока ребенок в какой-то момент не откажется делать что-либо вообще. Поэтому понимание, где дать самостоятельность, — это тонкое родительское искусство.
Для этого нужно представлять себе, как дети растут. Очень часто родители первенца не знают, какая ступенька развития у него будет следующей. Им непонятно, что и в каком возрасте нормально. Должен ли он уже уметь сам чистить зубы, завязывать те же шнурки, выносить мусор или ему пока рано? А это важно, потому что, если родители не знают, чего ждать, им трудно будет малышу помочь. Стоит также учесть, что у нынешних родителей в памяти собственное детство, в котором самостоятельности было куда больше — по сравнению с нынешней ситуацией.
Очень полезно родителю видеть вокруг разных детей, чтобы на их примере понимать, что умеет маленький человек того или иного возраста. Иногда это может быть открытием: «Как это — он в семь лет уже может салат порезать! А мы и не думали, что это возможно…» Плюс есть книжки с описанием навыков по возрастам.
Регресс – не только при появлении младшего брата или сестры
Бывает ситуация жесткого отказа со стороны ребенка от того, чтобы взять то или иное действие на себя. Вроде бы мама и папа — за самостоятельность, создана зона ближайшего развития и все условия, а малыш не хочет. Он может «не хотеть» без слов, или выражать отказ своим поведением, или говорить: «Я еще маленький».
И тут надо думать. Как есть родители, склонные все делать за ребенка, так есть родители, совершенно «повернутые» на самостоятельности: хотят, чтобы тот все делал сам. А ему, может быть, это не подходит.
Если сын или дочь отказываются от самостоятельности, возможно, они находятся в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс — это когда в развитии делается шаг назад, ребенок начинает вести себя как маленький: просит соску, начинает сюсюкать.
Причиной бывает переезд на другое место жительства, или приход новой няни, или появление новой учительницы в школе; то, что мама вышла на работу или, наоборот, ушла с работы и сидит дома. В состоянии регресса дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность: мамы и папы продолжают настаивать, а мальчики и девочки регрессируют еще больше. Настойчивость родителей приводит к еще большему откату.
Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса, шага назад. Желательно этот источник обнаружить и, если понятно, где он, подождать — от полутора до трех месяцев, таков обычный период адаптации.
Например, ребенок, который пошел в школу или в детский сад или в старших классах перешел в более сильную школу, часто дома очень долго пребывает в состоянии регресса. В саду или в школе он выкладывается, к нему никаких претензий, он все делает, слушается, но приходит домой — и все. Дома он не делает даже 2/3 того, что выполнял до того, как пошел в новое учебное заведение.
Почему ребенок отказывается от самостоятельности
Если давить, ситуация может усугубиться. Если вообще не давить, то она может такой остаться навсегда, закрепиться. Поэтому нужно грамотно сделать так, чтобы регрессивное поведение дома для самого чада стало невыгодным. Надо подбирать ключик, который подойдет именно вашему малышу: для кого-то будет нормально, если родитель начнет его жалеть и сюсюкать, а у кого-то это закрепит регрессивное поведение, значит, потребуется другой способ.
Обычно бывает очень много попыток: один день попробовали одно, другой день другое — что-нибудь да подойдет. Важно не бояться экспериментировать и важно, чтобы поведение сына или дочери со временем приходило к возрастной норме, не регрессировало дальше. И полезно понимать источник стресса: если три месяца прошло, а все попытки тщетны, может быть, в саду или школе есть что-то, что для ребенка невыносимо.
Ребенка, который «невменяем», который не слышит вас, бесполезно воспитывать: вы потратите силы и эмоции, а толку не будет. Если же он постоянно находится в зоне неадекватности, то возникает большой вопрос: а за счет чего?
Освоение навыков самостоятельности требует энергии и времени как у родителей, так и у детей. Чтобы научиться читать, делать самостоятельно уроки, завязывать шнурки, нужны силы. Если расписание ребенка составлено так, что у него этих сил не остается, то он не будет в состоянии осваивать новые навыки. Усилия требуют не только занятия в школе или в бассейне, освоение нового — это тоже труд. Если на него нет энергии, то требовать бесполезно.
Как научить ребенка самостоятельно кушать
Один из сложных вопросов – как научить ребенка самостоятельно кушать. Грудное вскармливание, бутылочки, маленькие ложки – все это должно быть в арсенале каждой семьи. Но вот наступает время, когда чадо уже в состоянии держать ложку и кружку. На что обратить внимание и как правильно научить питаться самостоятельно?
Лучше всего позволять делать первые попытки самостоятельного приема пищи в возрасте старше 6 месяцев. Ребенок постарше уже имеет характер и скорее всего начнет капризничать, требовать, чтобы его кормили с ложки. Он уже знает разницу между обслуживанием и самостоятельностью.
Родители должны быть готовы, что обучение самостоятельному питанию – процесс трудоемкий, нервный, грязный. Для него необходимо оборудовать место – стол и стульчик, куда малыш будет садиться всегда, чтобы покушать.
Также лучше использовать посуду, которая не бьется, не ранит и мало весит. Вооружившись правильным настроем и чувством юмора, приготовив в запас дополнительную одежду и полотенца, смело приступайте к кормлению.
Начальным этапом после соски и бутылочки может стать поилка, из которой ребенок научится пить. Как только этот процесс будет освоен, переходите на чашку. Дети с нормальным уровнем развития осваивают питье из чашки к 10-11 месяцам.
К 8 месяцам можно дать ребенку ложку. Она должна быть маленькой, легкой, из пластика, силикона, чтобы ребенку было приятно не только держать ее в руках, но и кушать из нее. Выбирайте яркие цвета, но не увлекайтесь декором, он может быть небезопасен.
Не удивляйтесь, если ребенок мешает еду в тарелке ложкой, а ест руками. В раннем возрасте еда представляет несколько иной интерес нежели утоление голода. Детей привлекает консистенция, температура, сыпучесть, тянучесть. Поэтому кашу можно мешать руками (она смешно чавкает), вермишель проверять на длину (она смешно висит), ягоды разминать (они весело брызжут соком), а кисель тянуть из миски.
Так дети познают мир, и это вполне нормально. Главное, что после исследования нужно все же приучить ребенка есть пищу, а не использовать ее в качестве игры.
Вилку рекомендуют давать малышам после года, да и то при условии ее безопасности как предмета.
Когда малыш начнет есть большую часть порции самостоятельно, перестаньте докармливать его с ложки. Иначе процесс пойдет обратно ребенок будет постоянно ждать того момента, пока мама возьмет ложку в руки и покормит его чисто и быстро.
Учите малышей вытирать рот, пальцы салфетками, использовать полотенце в качестве защиты для одежды.