Адаптация ребенка 3-4 года в детском саду. статья (младшая группа) на тему

Процесс привыкания к детскому саду может протекать достаточно проблематично: со слезами, протестом, отказом идти утром в детский сад, непринятие воспитательницы, обида или страх перед сверстниками, ужас перед няней, несоответствие желаемого социального статуса реальному в детской группе (например, хочет быть лидером, но никто за ним не идет; очень общительная девочка, но никто с ней не играет).

Если ребенок принес из дома в детский сад какую-то вещь или игрушку, то какая реакция должна быть у воспитателя? Он должен не отобрать игрушку, а отвлечь ребенка, вовлечь его в игры с другими детьми — в 2-3 года внимание ребенка легко переключается.

Необходимо заранее поговорить с родителями о том, какие вещи и игрушки можно и нельзя приносить в детский сад, чтобы не вызвать агрессию со стороны других воспитанников группы.

Дети часто берут в садик свои игрушки, т.к. в дошкольном учреждении незнакомая обстановка, чужие люди и дети, а ребенку так нужно ощущение дома/защищенности, особенно когда рядом нет любимых мамы и папы.

Какие трудности возникают у детей?

Проблемы с едой

Читать далее: Чем занять ребенка в 9 лет

Когда наблюдается несоответствие режима питания дома и в детском саду. Как результат — такие дети не хотят ничего есть в детском саду, ничего не хотят принимать от воспитателя, педагога, которые с ними занимаются. И еда становится той проблемой, на которой заостряется внимание малыша и грозит букетом заболеваний, начиная с расстройства ЖКТ, до кариеса. А самое худшее, что родители вследствие этого могут начать покупать вредную еду и сладости, оправдывая себя: «Лишь бы поел!».

Проблемы со сном

Если в привычной домашней обстановке ребенок не спит в положенное время тихого часа, то важно заранее приучить спать в дневной сон в примерные часы сна в ДОУ. Тогда дети будут засыпать сразу и будет меньше проблем с дневным сном в детском саду.

Стоит особо обратить внимание родителям на этот пункт, если у ребенка нет дневного сна, или сон приходится уже на вечернее время после 4 часов дня.

Проблемы с туалетом

Ребенок так же, как и не хочет есть, часто не хочет ходить в туалет в детском саду. Либо он терпит до дома, либо постоянно «ходит в штаны». Для него это новая ситуация и эта проблема часто выливается в достаточное «острое» состояние ребенка и может даже вызвать невротический ночной энурез и энкопрез, вызывая другую проблему, когда ребенок какается в штаны.

Кроме того, если дома ребенок привык ходить в туалет в уединении, в садике совместный туалет (мальчики и девочки – все вместе). Ребенок в этой ситуации будет напряжен, возбужден и не может расслабиться.

Особенности темперамента ребенка

У детей-холериков наблюдаются яркие эмоциональные реакции в период привыкания. Если наоборот, дети-флегматики более медлительны, они не успевают за тем режимом в детском саду, который им задают воспитатели.Такому ребенку нужно помочь больше, чем другим детям, и будет сложно адаптироваться в детской группе.

Отношение родителей к адаптации

Конфликтность

Родители передают свой негативный настрой ребенку. И в детский сад ребенок приходит уже заведенный, раздраженный, с повышенным напряжением из-за того, что родители конфликтовали по какой-либо причине.

Читать далее: Как развивается ребенок после рождения в течение 1 года

Проблема взаимоотношений между родителями в семье. Они передают весь этот негативный фон ребенку.

Дефекты воспитания самих родителей, если, например, родители обсуждают воспитателя при ребенке – тем самым они негативно настраивают ребенка (малыш чувствует, что мама как-то не очень довольна воспитателем).

Недостаточный навык общения у родителей, семейная закрытость. У необщительных родителей и ребенок вырастет необщительным. У таких детей подозрительность, настороженность в общении со сверстниками, склонность к предвзятым оценкам, категоричность суждений, неуверенность, тревожно-мнительные черты характера. А возраст 4-8 лет – это очень важный возраст для общения и игр со сверстниками, умения разрешать конфликты вместе с ними.

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду»

Пахомова Олеся

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную,сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления – адаптации –поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:чаще всего меняются:

— эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается)

;

— нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно)

;

— нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

;

-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

— в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием.Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя»

.

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному,это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т. д.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца.Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше)

. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.

При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.

Каким малышам адаптироваться легче?

• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик»

с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если
родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю»
несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

• Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»

.

• Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный»

этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

• Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром,ложиться нужно не позже 20:30.

• Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее)

. Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что
родители не разговаривали об этом.
• Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

• В выходные дни старайтесь не менять режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться»

слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется
«отсыпаться»
, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

• Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

• Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

• Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру)

.

• Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает»

вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад»

, малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

• Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

• Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»

).После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Адаптация пройдет без затруднений, если родителипостараются не совершать следущее:

• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

• Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется»

сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра
придется идти в сад.
Чтобы помочь себе,нужно:

• быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный)

в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему
адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
• поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое»

создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально,но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье»
. Конечно,
детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Проблемы воспитателей и детского сада

Воспитатель в детском саду

  • Отсутствие грамотных воспитателей.
  • Другой режим дня, нежели дома. Дома ребенок совершенное другой, он не привык к тому, что делается в садике и дома.
  • Большое количество детей вокруг. Вообще, оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Если больше, то общение начинает складываться по другим критериям: образуются небольшие группировки.
  • Высокий шумовой фон в группе. И если вы спросите у детей, у кого к концу дня болит головы, многие пожалуются.
  • Нервные и авторитарные воспитатели, часто кричат, бьют детей.
  • Эмоциональное выгорание воспитателей. Согласно проведенным исследованиям, после 10-12 лет проведенной работы для педагога выражены симптомы эмоционального выгорания.
  • Совместимость воспитателя и ребенка. Если педагог холерик, а ребенок флегматик, то его этот ребенок будет раздражать. Сможет он свой темперамент перестроить, если он очень яркий холерик?
  • Левополушарная направленность воспитания и обучения, рационализм, эмоциональная негибкость. Это излишнее увлечение освоением различных предметов.

Вывод: Все эти причины создают ситуацию, когда ребенок долгое время не адаптируется к детскому саду. Когда он в течение длительного времени пребывает в состоянии настолько тяжелом, что ему потом нужна помощь.

Решение проблемы

Задайте себе вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?» Любая программа адаптации должна подстраиваться под конкретного ребенка, под его особенности.

Читать далее: Что такое эмпатия

Индивидуальный подход к ребенку

Здесь нужно учитывать интересы, склонности и особенности психологического состояния ребенка.

Средние сроки адаптации к детскому саду (учитывайте, что чем старше ребенок, тем больше сроки адаптации): в яслях – 7-10 дней, в дошкольном возрасте – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

В нормальной семье адаптация к дошкольному учреждению при поддержке родителей происходит быстро, в неблагополучной семье – долго.

До 3-х лет у детей, подверженных нервным расстройствам, при посещении яслей скорее будут проявляться беспокойство, страх, депрессия, вялость, заторможенность, безучастность. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, либо в группу короткого дня.

Доктор Комаровский: «Детский сад не для того, чтобы жрать, а чтобы бегать, уставать и изучать мир»

Детский педиатр Евгений Комаровский о том, надо ли отдавать ребенка в детский сад в видео:

Для ребенка в детском саду важно общение. Его нужно подключать в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов. Т.е. с теми детьми, с кем хочет играть сам ребенок.

Адаптация ребенка 3-4 года в детском саду. статья (младшая группа) на тему

Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? И воспитателю и родителям необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.

Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Родителям рекомендуется соблюдать ряд правил.

  • Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо. Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным. Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.
  • Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.
  • Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, что бы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы». Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.

Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома (особенно, если ребенок в семье один). Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т.д.)

Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Можно некоторое время разрешать не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.

В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.

Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: