Упражнения для развития речи детей 2 лет план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Дети раннего возраста очень быстро воспринимают большой объём информации. Лёгкость восприятия помогает ненавязчиво, в игровой форме обучить их речевым навыкам. Раннее обучение даёт замечательные результаты. Используя правильные методы развития речи, указанные в статье, можно добиться серьёзных успехов: научить правильно произносить звуки, понимать и использовать большой объем слов. На основе этих умений малыши учатся строить короткие фразы и делать простейшие умозаключения.

  • Стишки, побуждающие к произношению звуков, слов
      Стихи-болтушки
  • Игры на включение в речь простых слов
  • Что делать, если ваш ребёнок не начал говорить в 1,5 года
  • Развитие речи с 1,5 года до двух лет.
      Отрабатываем понимание и произношение слов. Предметы
  • Что делать, если ребёнок не начал говорить в 2 года
  • Развитие речи с 2 до 3 лет. Фразы.
  • Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года
      Советы логопеда
  • Что такое «раннее развитие»

    Что такое «раннее развитие»

    Что такое «раннее развитие»

    Раннее развитие — это познавательное, эмоциональное, социальное, физическое развитие ребёнка от рождения до 3 лет. В этом возрасте мозг малыша развивается предельно быстрыми темпами. До трёх лет появляется интеллект, развиваются речевые функции, мыслительная деятельность. Позднее темпы развития постепенно снижаются, а после 10 лет упущенные возможности не наверстать.

    Отсюда следует, что возраст от рождения до трёх лет считается самым продуктивным периодом для полноценного и всестороннего развития ребёнка. По мнению психологов в этот период закладывается основа будущих взрослых успехов в различных сферах деятельности.

    Развитие речи у детей

    На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.

    От 0—6 месяцев После появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.

    От 6—12 месяцев Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.

    Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.

    От 12—18 месяцев В возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.

    От 18—36 месяцев Если в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.

    Посмотрите видео: первые слова для малыша в картинках, которые помогут ему знакомиться с миром вокруг него.

    Развитие речи ребенка: таблица

    Возраст ребенкаТипичное развитие языка
    6 — 12 месяцев
    • Вокализ с интонацией: гуление, издавание звуков, лепет
    • Реагирует на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
    • Реагирует на тон дружественный либо гневный
    • Использует крик или звуки, чтобы привлечь внимание
    12 — 18 месяцев
    • Использует одно или несколько слов со смыслом (это может быть фрагмент слова)
    • Понимает простые инструкции
    • Реагирует на имя
    • Имитирует новые слова
    • Указывает на желания и потребности жестами и короткими слогами
    • Может показать около 3 частей своего тела на себе
    • Понимает около 50 слов
    18 — 24 месяца
    • Имеет словарный запас 5- 15 слов.
    • Произносит более 5 согласных звуков, как м, ш, п, р, л
    • Имитирует новые слова
    • Может начать использовать два слова вместе
    • Произносит 60% вразумительной речи
    • Соблюдает простые команды («Дай мне мяч»).
    2 года (24 месяца) -2,6 лет (30 месяцев)
    • Примерно 70% того, что ребенок говорит должно быть понятным
    • Говорит около 50 слов
    • Понимает 300 слов
    • Старается правильно использовать два местоимения: «я», «ты», хотя часто путает их местами
    • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
    • Во время игры производит осознанные действия, например, помешивает, наливает, черпает и кормит куклу воображаемой едой
    2,6 — 3 года (36 месяцев)
    • Использует местоимения «я», «ты», правильно
    • Знает, по крайней мере, три предлога, «в, на, под»
    • Знает главные части тела и в состоянии показать их, если его просят
    • Может говорить предложения из трех слов
    • Говорит 200 слов
    • Понимает около 500 слов
    • Около 80% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
    • В речи появляются и даже преобладают глаголы
    • Начинает использовать слова отрицания слова: «нет», «не может»
    • Способный рассуждать над вопросами, например, «что ты должен делать, когда хочешь спатки или голодный либо тебе хочется пить, если ты замерз?»
    • В состоянии назвать свой пол, имя, возраст
    • Может считать до 3

    Заключение

    Один из самых важных навыков, который должен усвоить ребенок — это научиться хорошо разговаривать. Проблема заключается в том, что многие родители общение принимают как нечто само собой разумеющееся. Поэтому полагают, что их дети каким-то образом научатся говорить без посторонней помощи. Они говорят: «Я научился говорить сам, и они научатся тоже».

    Но истина в том, что навыки общения и речи не всегда даются просто детям. Большинству детей не потребуется оказывать какое-либо особое внимание, чтобы научиться говорить. Тогда как другим может потребоваться больше помощи, чтобы их языковые навыки могли развиваться по максимуму.

    Малыш сможет в два года высказывать свои требования, но только тогда, когда мамы и папы будут заниматься развитием речевого аппарата малыша. Используя ряд советов, обсуждаемых нами в статье, как научить ребенка говорить в 2 года, можно стимулировать развитие его речи.

    Это видео наглядно подскажет, как помочь вашему малышу научиться разговаривать.

    Физиология развития речи 0-3 лет

    Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы, как цветовые пятна, а звуки, как шум. К 6 месяцам ребёнок мало говорит, но многое чувствует, понимает. Необходимо учитывать, что чем больше положительных эмоций между малышом и мамой, тем легче ему будут даваться запоминание и воспроизведение речи в будущем. Начинается психоэмоциональное и сенсорное развитие малыша – улыбка, смех, плач, оживление, гуление, узнавание своих или чужих.

    Окружающая среда, воспитание оказывают прямое воздействие на развитие определённых речевых навыков — или тормозят их, или стимулируют. Главным видом познания становится предметная деятельность, цель которой — развитие восприятия знакомых предметов. У ребёнка развивается потребность в общении, потому что за каждым словом взрослого нужно научиться узнавать предмет или действие с ним.

    Что будет, если с ребенком не заниматься

    В случае пренебрежения вышеуказанными рекомендациями, в будущем у ребенка начнутся серьезные проблемы.

    • Во-первых, он не сможет выражать свои мысли, что осложнит его отношения со взрослыми и другими детьми.
    • Во-вторых, обучение в школе будет также очень трудным, ведь на любом уроке нужно уметь говорить, читать, и понимать задания.
    • В-третьих, дефекты речи, даже незначительные могут стать причиной возникновения комплексов, неуверенности в себе.

    Чем больше мама приложит усилий к занятиям со своим чадом, тем будет лучше для него в будущем.

    Перейти к занятию для мамы и ребёнка
    Вернуться к списку

    Этапы формирования речи в раннем возрасте

    • К 10-11 месяцам у малыша появляются первые слова.
    • К началу второго года ребенок начинает осознанно отличать звуки друг от друга.
    • К двум годам ребёнок слышит практически все звуки. Но правильное произношение пока невозможно из-за недостаточной сформированности движений языка, губ и нижней челюсти.
    • На третьем году в речи детей появляются небольшие предложения. Происходит активизация мышления и понимания. Словарный запас достигает от 200 до 400 слов.
    • К трём годам ребёнок овладевает всей системой звуков. Шипящие (ш-ж), сонорные (р-л), свистящие (с-з) даются сложнее. Малыши связывают предметы с их изображениями, начинают подражать.

    Развитие речи с полугода до 1 года

    Во втором полугодии жизни у малышей развивается способность различать слова взрослого и понимать их значение. Появляются предречевые вокализации (вскрики): громкие эмоционально насыщенные звуки; гуканье (кх или хм) и гуление (протяжные звуки: мааа, гааа…). Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом какой-нибудь предмет, предлагаемый взрослым, например, яркую игрушку. В 7-8 месяцев малыш находит её в любом, доступном взгляду, месте.

    Также, к семи — восьми месяцам малыши начинают активно лепетать: «ба», «ма», «гу», «де» и пр. Младенцы использует свой лепет для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Вот теперь их голосовой аппарат готов к воспроизведению слов близких людей.

    К концу года многие малыши используют отдельные слова, которые имеют для них собственное значение и звучание (няй, ау, дяй…). Умеют совершать несложные движения: на слово «ладушки» хлопать в ладошки, махать ручкой на слово «до свидания».

    Словарный запас увеличивается до 12 и более слов. Маленький кроха знает свои игрушки и понимает, узнает слова, обозначающие простые действия — пить, есть, лежать, ходить, искать, обнимать. Появляется интонационная речь. Активно идет сенсорное развитие ребенка, который учится познавать мир.

    Предпосылки речевого развития (обоняние, осязание, зрение, слух)

    Предпосылки речевого развития

    Предпосылки речевого развития

    Связная эмоциональная речь складывается из опыта познания внешнего мира. Вся информация о внешнем мире закладывается у малышей через пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения. Для своевременного развития органов чувств необходимо создать богатую и содержательную окружающую среду.

    Игрушки должны быть яркие, безопасные, приятные на ощупь, различной текстуры, подходящие по возрасту. Это, например, пирамидки, погремушки, неваляшки, кубики, мячики, матрёшки и др. Они должны иметь разнообразную текстуру: плюшевые, тканевые, пластмассовые, резиновые, деревянные, картонные. Предназначены для разных действий: мяч – чтобы катать, книжки – рассматривать картинки, игрушки с зеркальной фольгой – для ознакомления с собственным отражением и т.д.

    На примере неваляшки можно проанализировать, как происходит развитие ребёнка:

    * Малыш внимательно следит за тем, как двигается, перекатывается красивая игрушка.

    * Трогает на ощупь — гладкая.

    * Пытается взять в руки — выскальзывает.

    * Берёт в рот — прохладная.

    * С удовольствием слушает, как она мелодично звучит.

    Сенсорное развитие — прямая предпосылка развития речи. На основе сенсорного развития можно предположить, как будет формироваться и складываться развитие речи. Это поможет на ранних этапах выявить необходимость дополнительного развития или обследования малыша.

    Как развить речь у ребенка?

    Благоприятная речевая среда — один из тех факторов, который оказывает самое непосредственное влияние на формирование речевых навыков и ораторских способностей, а также на общее развитие ребенка. Поэтому, о том, как правильно разработать речь малыша, нужно задумываться уже после его рождения, ведь время пролетит быстро, и вскоре вы поймете, что ребенок начинает произносить первые слова. Именно сейчас можно начинать заниматься развитием его речевых навыков. Лучший способ сделать это — преподнести знания в форме увлекательной игры.

    Развиваем связную речь ребенка

    1.

    Старайтесь играть с малышом в игры, которые предполагают общение. Хорошо, если как можно чаще ребенок будет развлекаться вместе со сверстниками. Если кроха ходит в детский сад, узнайте, проводятся ли коллективные игры в группе. В случае, когда ребенок не посещает детский сад, о том, как разработать речь перед походом в школу, нужно позаботиться самостоятельно.

    2.

    Мы уже говорили о том, что общение способствует развитию речи. Поэтому, отведите ребенка в какую-либо секцию или кружок, учитывая его способности. Занимаясь любимым делом в компании единомышленников, малыш сможет общаться с ними и найти друзей. Безусловно, это отразится на его речевых способностях.

    3.

    Чтобы научить ребенка говорить в год — разговаривайте с ним как можно больше. Если малыш еще плохо знает и произносит слова, рассказывайте ему сказки, пойте песни, читайте стихи. С более взрослыми детьми можно обсуждать какие-то новости, прожитый день и другие темы.

    4.

    Чтобы научить ребенка в год разговаривать больше читайте. Книги позволяют расширить словарный запас, развить умение выражать собственные мысли. Так что, обязательно читайте книги вместе с ребенком, если он еще маленький, или покупайте чаду красивые и увлекательные книжки для самостоятельного чтения. Не забывайте впоследствии обсуждать прочитанное — так ребенок научится максимально правильно выражать свои мысли.

    5.

    Если вы замечаете, что ребенок с трудом произносит слова или не выговаривает определенные звуки, обратитесь к дефектологу-логопеду, который с помощью упражнений поможет устранить дефект речи и разработать речевой аппарат.

    6.

    Научите ребенка имитировать звуки, издаваемые животными или неодушевленными предметами (например, машиной, трактором и т.д.).

    7.

    Это позволит улучшить артикуляцию, разработать речевой аппарат.

    Занятия с ребенком помогут ему научиться правильно строить предложения и выражать свои мысли, четко и ясно произносить звуки. В будущем такой человек не будет испытывать проблем в общении. Так что, не пренебрегайте регулярными занятиями с малышом. Тем более что учиться с удовольствием — это просто!

    Норма сенсорного развития до года

    В 6 мес. малыши совершают разные действия с предметами, например: трясут погремушку, сжимают кубик-мякиш, хлопают ручкой по шарику. В 8 мес. пытаются удержать в руках более мелкие предметы развивающего коврика: разные пищалки, маленькие шарики и т.д. Любят играть со своими пальчиками, подносить их ко рту.

    По мнению специалистов, от развития мелкой моторики рук напрямую зависит речь.

    Маленькие детки в этом возрасте наблюдают за передвижением объектов: катанием мяча, вращением юлы, крутящимся шаром, покачивающейся над головой погремушкой.

    Слушают музыку, колыбельные песенки. Реакции зрительные и звуковые имеют выборочный характер. Узнают лица и голоса родных людей, улыбаются, гукают, лепечут, смеются. Лучше других органов чувств в этот отрезок времени развиты слух и тактильные ощущения. Различают тёплое и холодное, сухое и мокрое, мягкое и твёрдое, гладкое и шершавое.

    С 7 месяцев малыши начинают чутко реагировать на посторонние звуки и шумы. Это звуки незнакомого голоса, пение птиц, стук отодвигаемого стула, шум проезжающей машины, летящего самолёта.

    Для того, чтобы помочь крохе развивать органы чувств и совершенствовать их в дальнейшем, вам помогут следующие рекомендации:

    Рекомендации для родителей, заинтересованных в раннем развитии малыша

    1. Заведите тетрадь «Этому мы научились до года» и раз в месяц записывайте, чему научился ваш ребёнок
    2. Создайте малышу игровое поле для накопления сенсорного опыта,овладения простейшими способами действий с игрушками и предметами разного цвета, формы, величины.
    3. Разговаривайте с ребёнком спокойным тоном. Интонации голоса должны быть ласковыми.
    4. Постоянно общайтесь с малышом: пойте колыбельные песенки, читайте потешки, прибаутки.
    5. Всегда улыбайтесь, поддерживая его эмоциональный настрой.
    6. Регулярно делайте массаж, словесно сопровождая поглаживания спинки, животика, ножек, ручек. На нашем сайте есть много речевого материала для самых маленьких.
    7. Чаще обнимайте кроху, прижимайте к себе. Объятия помогают ему развиваться эмоционально и чувствовать себя комфортно.

    Положительные эмоции, живое общение, большое количество новых впечатлений — всё это важные условия сенсорного развития маленького человечка.

    Развитие речи с года до полутора лет

    В этом возрасте появляются первые слова. Речь становится средством общения. В лексиконе малыша насчитывается до 20 и более слов. Ребёнок использует лепет, переделывает некоторые слова, смысл которых ему понятен: машина – би, кушать – ням, что – тё, это – етя и другие. С удовольствием подражает голосам животным, знакомым звукам, например, как едет машина, шумит пылесос, летит самолёт. Интерес к звукоподражаниям у малыша можно поддерживать многократным словесным проговариванием их с взрослыми. Это стимулирует способность к правильному произношению в будущем,

    Малыш знает предметы, которые его окружают, узнаёт их на картинках. С радостью реагирует на просьбу мамы принести пирамидку, юлу или другие игрушки. Совершает с ними простые действия: катит мяч, листает книгу, собирает пирамидку.

    Если у взрослых, окружающих малыша, речь будет выразительной и содержательной, то он легче и быстрее научится говорить. Чистота и правильность речи малыша также зависит от звучащей речи близких людей.

    Как заниматься с ребенком

    Для лучшего понимания речи

    1. Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
    2. Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами. Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
    3. Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
    4. Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.

    Для развития правильной интонации:

    1. Повторять вместе с детьми слова и предложения.
    2. Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
    3. Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
    4. Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.

    Как научить детей правильно произносить слова:

    1. Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
    2. Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
    3. Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.

    При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.

    Развиваем правильную речь: как быстро научить ребенка говорить букву «р»? Видео — упражнения.

    После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.

    Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал — как связать жилетку ребенку 1 год.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная или речевая гимнастика учит маленьких деток правильной постановке звуков при помощи губ, языка, зубов, щёк. Чёткая речь – важное условие для успешного обучения в дальнейшем. Речь становится понятнее, увеличивается количество произносимых слов. Следует знать, что от речевого развития зависит деятельность головного мозга.

    Поэтому всё нужно развивать в системе: мелкую моторику, работать над дикцией, дыханием, обогащать сенсорный опыт и увеличивать словарный запас.

    При помощи этой гимнастики становится сильным и гибким язычок, улучшается речевое дыхание, малыши учатся правильно выговаривать слова.

    Важно! Чтобы малышу нравились занятия, всё обучение проводить в игровой форме и перед зеркалом.

    Произношение звуков

    • А – мама демонстрирует широко открытый рот: «Кто живёт в ротике – домике, сейчас посмотрим».
    • У – «летит самолёт» губы трубочкой.
    • И – «Покажи все свои зубки».
    • О – «Круглое колёсико»

    Для хорошего звучания голоса нужно правильное дыхание: ровные вдох и выдох. Иначе ребёнок будет говорить взахлёб или тихо.

    Дыхательная гимнастика

    • «Задуй свечку»
    • «Сдуй с места бумажную бабочку»
    • «Подуй в соломинку» (в стакан с водой)

    Игры с весёлым язычком

    Чтобы язычок малыша становился послушным, необходимо проводить следующие игры.

    • «Жил – был язычок». (показать)
    • «Язычок любил ездить на лошадке. (поцокать язычком)
    • «Очень ему нравилась вкусная каша» (облизать губы)
    • «Язычок смотрел на солнышко» (кончик языка поднят кверху) И другие.

    Положительный настрой взрослого и малыша повысит уровень обучения речевого развития. Систематически проводимые игры-занятия помогут закрепить приобретённые навыки.

    Игры на подражание

    Цели:

    1. Через эти игры малыш открывает для себя окружающий мир.
    2. Учится воспринимать себя в этом мире.
    3. Взаимодействует с другими людьми.

    Маленькие детки подражают интонации взрослых, речевым выражениям.

    Ваши актёрские способности принесут ребёнку восторг. Радостные чувства, эмоции помогут ему стать интересным собеседником, оптимистом в будущем.

    Например, в игре «Самолёт»

    • «Качаем шасси — пшшш», притопывая поочерёдно правой и левой ножкой.
    • «Вращаем винт — бввв» , совершая поочерёдно круговые вращения руками.
    • «Заводим мотор – ррр» — машем ручками перед собой.
    • «Полетели – ууу» — бежим на носочках, руки в стороны.
    • «На посадку – пххх» — встаём на колени, садимся на корточки, на пол.

    Стишки, побуждающие к произношению звуков, слов

    Следующие стишки повышают интерес крохи к произношению звуков, слогов, слов: «Мишка косолапый», «Жил-был зайчик», «Зайка серенький сидит», стихи А. Барто и другие.

    Особенно нравятся маленьким деткам «стишки – болтушки». Внимание малышей привлекают яркие красочные иллюстрации.Стихи построены в форме диалога. Малыши подговаривают отдельные звуки, слова, словосочетания. Совместное проговаривание повышает эмоциональный настрой ребёнка, развивает память, мышление. Рекомендуем приобрести книгу И. Асеева «Стихи-болтушки», она яркая и очень полезная. Понравится и ребенку, и родителям.

    Стихи-болтушки помогут крохе быстрее заговорить.

    Примеры « стишков – болтушек»:

    1. Заяц Егорка свалился под горку.- Бах!

    Бегите под горку, спасайте Егорку! – Ой!

    1. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик — Не ходи!

    Там мышка живёт. Тебе хвостик – отгрызёт! – Отгрызёт!

    1. Киска, киска,киска, брысь! – Брысь!

    На дорожку не садись! – Не садись!

    Наша Машенька пойдёт. – Топ – топ!

    Через киску упадёт. – Бах!

    Игры на включение в речь простых слов

    Описывая собственные действия, взрослый вызывает у малыша желание повторять их:

    “Вот какой я паровоз, много шума – сто колёс. Еду – еду, ту – ту – ту! Чух – чух- чух. В ямку – бух».

    »Где же наши ручки?»

    Краткое описание:

    На слова: «Где же, где же наши ручки? Нет наших ручек» кроха прячет ручки за спину. Когда взрослый произносит: »Вот, вот наши ручки. Вот наши ручки» — протягивает их перед собой со словами: « Вот они!» и весело хлопает в ладошки.

    Можно продолжить эту игру, заменяя слово « ручки» на другие части тела: «Где наши ножки? (ушки, глазки, носик, животик), повторяя соответствующие действия.

    «Села птичка на окошко»

    Описание;

    Села птичка на окошко,

    Посиди у нас немножко.

    Посиди, не улетай.

    Улетела птичка.Ай! (на слово» Ай!» — хлопают в ладоши и подговаривают.)

    «Идёт коза рогатая» и многие другие

    Малышам нравится проговаривать такие слова: ай, ой, бах, ох и выражать их эмоциями

    (восторженно кричат, смеются, топают ножками, хлопают в ладошки).

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет. Лавинообразный скачок словарного запаса

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет

    В этом возрасте у детей резко возрастает словарный запас. Систематические игры, занятия с малышом помогают увеличить его к концу года до 200-300 слов. Кроме существительных, в речи появляются глаголы (дай, пить) и наречия (там, тут, вон там). Жестов и мимики крохе уже недостаточно, чтобы о чём-то сообщить, что-то попросить. Говорит много и с удовольствием.

    Малышу хочется, чтобы взрослые понимали его действия, помогали,если что-то не получается самостоятельно сделать(посадить в кабину собачку, которая больше самой машины; достать с полочки нужный предмет). Ребёнок объединяет слова в двух-трёхсловные фразы (папа идёт там, вон он котя). Ближе к двум годам начинает говорить предложениями из 3 – 4 слов.

    Отрабатываем понимание и произношение слов. Предметы

    Ребёнок с желанием откликается на просьбу взрослого принести определённый предмет, например, собачку. Легко вовлекается в игру: «Вот собачка ав – ав. Где у неё глазки? Вот глазки. Какие? Блестящие. А где носик? Ротик? Лапки? Хвостик? Какая мягкая шёрстка, пушистая. Собачка хорошая».

    «Ах, какая красивая башенка! Высокая. Из кубиков наша башенка построена. Собачка задела лапкой, упала башенка. Бах! Сейчас новую построим. Снова собачка сломала башенку. Бах! Упала башенка».

    Знакомство с новым предметом начинается с рассматривания, ознакомления с его свойствами и назначением.

    Например:

    1. Какая яркая юла. Красные ягодки на ней нарисованы. Это – клубника. Вкусная клубника. Мы с Машенькой кушали летом. Клубника росла на грядке. У юлы есть ножка. Юла умеет крутиться на одной ножке. Давай попробуем завести юлу. Крутится.

    Вжик. Как быстро. И ягодки крутятся. Юла остановилась. Заведём её снова? Вжик! Крутится.

    1. Вот какой у нас мяч. Большой мяч. Жёлтый, как колобок. Круглый. Мяч умеет прыгать. Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? Догоним мяч? Стукнем по нему ладошкой! Снова мяч стал прыгать. Прыг – скок! Весёлый мяч. А что ещё умеет делать мяч? Катиться умеет? Давай прокатим в ворота? Покатился! В ворота прокатился! Катись к нашей Машеньке, большой круглый мячик! А где же у нас маленький мячик? Вот он! Машенька его принесла! А ты, маленький мячик, умеешь прыгать и катиться? Покажи, Машенька, где большой мячик. Покажи, какой он большой! А где маленький мяч? Покажи, какой он маленький.

    Малыш уже научился реагировать на слово, понимать обращённый к нему вопрос. Например:

    1. Рассматриваем овощи на картинке: Это что такое? Морковь. Кто её любит? Зайчики. А ещё кто? Машенька. Морковь можно покрошить в суп. Вкусные котлетки сварить из моркови. Машенька любит морковь. Какая она? Оранжевая, вкусная. А это что? Помидорчик. Красный. Кругленький. Машенька салат кушала из помидора с огурчиком? Вкусный салат.

    А теперь, Машенька, покажи картинку и спроси, что это? Это свёкла? Да? Конечно, свёкла. Мы с Машенькой тёрли её на тёрке. Ах, какая вкусная свёкла!

    Как формируется речь

    Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми. Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога. Как результат — либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

    Речь — настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года — это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» — это может произойти только при условии, что его научат.

    В идеале приучать малыша к родному языку лучше до рождения, ведь он реагирует на звуки уже во второй трети маминой беременности. На этом этапе благотворное влияние оказывают песенки и приятная музыка, чтение вслух, а также обычные, но обязательно личностно направленные «беседы».

    Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

    • характер протекания беременности;
    • особенности процесса родов — стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
    • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

    Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, — все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

    Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) — привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

    Мама разговаривает с маленькой дочкой

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Причиной могут быть социальные, педагогические или психологические проблемы. Возможно, ребёнок испытал сильный стресс. Посещение детского невролога, психолога, психиатра, логопеда позволят выявить и устранить причины нарушения речи.

    Советы логопеда

    1. Постоянно общайтесь с малышом.
    2. Говорите чётко, не торопливо.
    3. Многократно повторяйте слова, фразы.
    4. Проговаривайте вслух все эмоции и действия ребёнка

    Например: « Сашенька, ты плачешь, потому что запнулся за машинку и упал. Давай, мама погладит твою ножку, пожалеет Сашеньку:»У киски не боли, у собачки не боли и у Саши заживи!» А машинку мы поднимем, уберём с дорожки. Машинка,не едь к Сашеньке под ножки. Сашенька, смотри внимательно на дорожку, когда бегаешь, не наступят ли ножки на машинку или другую игрушку. Хорошо?»

    1. Озвучивайте любую ситуацию.
    2. Будьте всегда в хорошем настроении.
    3. Поддерживайте малейшие попытки общаться.
    4. Ведите дневник новых действий, слов, предложений, о котором сказано ранее.

    Вывод:

    Существует уникальное средство для воспитания личности, способной добиться успехов в любой сфере деятельности.

    Это – раннее развитие. Благодаря раннему развитию, вы предоставляете малышу возможность через игру узнавать мир, копить впечатления, расширять словарный запас.

    Учить играя – непрерывный, кропотливый, но радостный труд. Пусть малыш видит, как интересно учиться.

    .Раннее развитие не лишает ребёнка детства, а превращает каждый день в содержательный, насыщенный, яркий и весёлый праздник детства.

    Не упустите время. Именно в этом возрасте быстрыми темпами развивается мозг, речевые функции.

    Не ждите трёх лет, развивайте вашего малыша уже сегодня.

    Успехов вам!

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

    Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.

    Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.

    В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.

    Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

    Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: