Программа адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ рабочая программа (младшая группа)

Отправляя ребенка в детский сад, родители надеются, что он быстро адаптируется и будет с радостью бежать туда по утрам. Но так происходит не всегда, чаще всего дети плачут или вообще впадают в истерики при расставании с мамой. Психолог и воспитатель рассказывают, как этого избежать.

Сколько в идеале должна длиться адаптация?

Психолог и арт-терапевт Ольга Гома считает, что для адаптации ребенку нужно как минимум 2-3 месяца:

— Говорить о том, что адаптация прошла успешно можно, если ребенок в саду хорошо ест, нашел контакт с воспитательницей и детьми, у него хорошее эмоциональное состояние. И обычно это происходит не раньше чем через три месяца после того, как ребенка отправляют в сад.

На длительность адаптации влияет, насколько ребенок привязан к маме, был ли у него опыт расставания с родителями, умеет ли он общаться со сверстниками, убеждена воспитатель детского сада № 242 г. Минска Виктория Кулинич.

— В среднем на адаптацию надо около одного месяца. Но иногда получается так, что у малыша есть всего две недели, чтобы привыкнуть к саду, поскольку маме надо выходить на работу. Если же время есть, мы никогда не подгоняем, смотрим на эмоциональное состояние и поведение ребенка и уже исходя из этого определяем сроки адаптации.

Что ребенок должен уметь до того, как пойти в детский сад

К тому моменту, когда малыш начнет ходить в детский сад, он должен иметь представление о дисциплине, знать и реагировать на слова «можно», «нельзя», «надо». Не лишним будет научить его и словам «спасибо», «пожалуйста» – это облегчит ему взаимодействие с другими детьми и воспитателями.

Научите его аккуратно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашек и стаканов, не обливаясь. Он должен уметь пользоваться бумажными салфетками и носовым платком, вытирать руки и лицо, запачканные во время еды.

Подготовка ребенка к садику предполагает и владение основными навыками личной гигиены. Ребенок должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы. Выработайте у него полезную привычку мыть руки перед каждым приемом пищи. Важное умение – пользоваться горшком. Этому малыша нужно учить уже после того, как ему исполнится 1 год.

Позаботьтесь о том, чтобы, когда он пойдет в детский сад, у него была одежда и обувь на липучках, молниях и резинках, которую удобно надевать самому. Научите его самостоятельно снимать и надевать штанишки перед и после пользования горшком или унитазом со специальным детским сиденьем.

Как ускорить адаптацию?

Чтобы ребенок быстро и легко привык к переменам в его жизни, психолог Ольга Гома советует заранее рассказывать ему о детском саде. Нужно делать акцент на позитивных вещах (что там много игрушек, дети вместе играют и ходят на прогулки), не приукрашая действительность, чтобы потом у ребенка не было разочарования.

Психолог советует еще до начала учебного года сходить с малышом на последнюю прогулку в саду, чтобы он познакомился с воспитательницей, увидел, что дети весело играют вместе, а потом их вечером забирают мамы.

Как научить ребенка общению со сверстниками и воспитателем

Если у вас много родственников и друзей, которые часто бывают в доме, проблем с общением у ребенка будет меньше. Но в любом случае научиться взаимодействовать с другими детьми малыш сможет, посещая детские площадки, специальные развивающие занятия и даже оставаясь под присмотром воспитателей детских комнат в торговых центрах.

Используйте все возможности, чтобы он постепенно привыкал оставаться без мамы и не паниковал, когда ее заменяет другой взрослый. Для этого можно договориться с подругой и на некоторое время оставлять малыша у нее. Еще лучше, если это будет ваша знакомая, у которой тоже есть маленькие дети.

Научите ребенка своевременно обращаться за помощью к взрослым, если у него возникли трудности. Он не должен стесняться сообщать о своих потребностях, в том числе физиологических. Но он должен понимать, что не каждый раз воспитатель сможет сразу же среагировать на его просьбу, ведь остальные дети в группе тоже требуют внимания.

Приучайте кроху чувствовать себя членом коллектива, даже если этот коллектив – ваша семья. Пусть он принимает участие в распределении обязанностей по дому, например, поручите ему поливать цветы или насыпать корм кошке. Не лишайте его удовольствия посидеть со всеми за столом во время обеда, играйте вместе с ним в командные игры, привлекая к этому и гостей.

А если в саду требуют все делать побыстрее и не «растягивать»?

Тут совет может быть один: нужно учиться отстаивать свои границы, говорит психолог.

— Если вы видите, что ребенок не может психологически так быстро влиться в ритм детского сада, стоит мягко и корректно сказать: «Я благодарна вам за то, что вы хотите помочь, но я посоветовалась с психологом/хорошо знаю своего ребенка, поэтому хочу более плавно провести его адаптацию, чтобы было комфортно и ему, и мне». Не стоит подрывать авторитет воспитателя, но вполне можно настоять на своем, а не соглашаться на то, что ребенка просто вырвут из рук, он там будет кричать и плакать, а вы уйдете за двери. В итоге и ребенок расстроен, и вы.

Заходить ли с ребенком в группу?

Воспитатель Виктория Кулинич рассказывает, что в их саду родители прощаются с ребенком в раздевалке и передают его воспитателю, который отводит малыша в группу.

— Мы не практикуем такой вариант, когда дети играют в саду с мамами. У нас есть специальный кружок «Материнская школа». В него дети до сада ходят вместе с мамами, где они лепят, рисуют, поют и занимаются в спортивном зале. Но с началом полноценного сада так делать не стоит. Представьте, если все родители захотят зайти в группу. Что будет твориться тогда в помещении?

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть.

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами.

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу. Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками.

Как приучить ребенка к садику без стресса?

Как приучить ребенка к садику в 2-3 года, если он не хочет идти в детский сад?

Детский сад – первый социум для маленького ребенка. Начало его посещения неизбежно вызовет состояние стресса. Ведь это новые условия и правила, новые дети и взрослые вокруг, необходимость знакомиться, учиться контактировать с окружающими.

А еще – отрыв от мамы, с которой малыш привык проводить почти все свое время, проверка на самостоятельность.

Как же правильно приучить своего ребенка к садику, помочь ему адаптироваться к новым условиям с наименьшими потерями для нежной психики?

Отпечаток возраста

Одно из основных условий успешной адаптации малыша к детскому коллективу – правильный возраст. Ребенка могут отдать в детское учреждение и в 2, и в 4 года – все зависит от возможностей семьи. Для каждого возраста возможны свои проблемы, к которым нужно быть готовыми.

Например, двухлеткам довольно сложно научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, пользоваться горшком). К тому же, они из-за отсутствия достаточного опыта практически не умеют налаживать контакт с другими детками: знакомиться, играть вместе, делиться игрушками.

В трехлетнем возрасте малыши переживают возрастной кризис, когда происходит осознание себя как отдельной, свободной, значимой личности. В зависимости от остроты протекания кризиса острота адаптации к садику тоже будет разной. Но неизбежно произойдет наложение одной стрессовой ситуации на другую. Поэтому психологи не рекомендуют отдавать деток в сад до тех пор, пока кризис не пойдет на спад.

К четырем годам ребенок умеет себя обслуживать, может подружиться и поиграть с другими малышами. Но здесь могут сказаться устоявшиеся привычки: находиться с мамой в домашней обстановке, соблюдать свой режим и следовать своим правилам. Ломать эти устои с возрастом сложнее.

Поэтому для определения малыша в садик оптимально будет выбрать период между 3 и 4 годами.

Постарайтесь не совмещать процесс адаптации к садику с другими стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд на новое место, смерть близкого человека, рождение младшенького).

Сколько продлится адаптация?

Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:

  • возраста малыша;
  • наличия параллельной стрессовой ситуации;
  • наличия у родителей других детей;
  • степени опеки над ребенком;
  • уровня его зависимости от мамы;
  • неуверенности, тревожности малыша;
  • крепости иммунитета;
  • устойчивости нервной системы;
  • степени открытости, общительности крохи, и др.

В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности:

  • Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
  • Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
  • Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно). Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки. В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.

Кому лучше водить ребенка в сад: маме, папе или бабушке? Можно ли меняться?

Пока ребенок привыкает к саду, лучше, чтобы водил его один и тот же человек, не важно, будет это мама или папа, убеждена психолог.

— При адаптации к саду, особенно в первые три месяца, стоит придерживаться принципа «постоянства», — говорит Ольга Гома. — Это касается и человека, который отводит ребенка в сад. Когда малыш уже привыкнет к новому этапу в его жизни, тогда водить его в сад может кто угодно.

Воспитатель обращает внимание на то, что забирать ребенка из сада могут только его законные представители — мама или папа. Если это будет делать бабушка или няня, нужно написать заявление.

— Иногда дети более спокойно прощаются с папами, потому что менее привязаны к ним. А бывает и так, что ребенок сам отказывается, чтобы его забирал и отводил в сад папа, просит, чтобы это делала мама.

Давать ли игрушки из дома?

Первое время можно давать ребенку в сад его любимую игрушку, поскольку так ему будет спокойнее. Воспитатель, правда, упоминает несколько «но»:

— Мы понимаем, что любимая игрушка является напоминанием о доме, она будет успокаивать ребенка, поэтому ничего страшного в этом не видим. Но родителям стоит обратить внимание на то, что в сад можно приносить только пластиковые игрушки, которые можно помыть и обработать. Под запретом мягкие игрушки (по санитарным нормам). Кроме того, родители должны объяснить ребенку, что его игрушку могут взять другие дети и даже сломать. Малыш должен быть к этому готов, иначе конфликтов не избежать.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».

Можно ли пропускать детский сад?

Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:

— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет. Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.

С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель.

— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.

Сколько длится нормальная адаптация к детскому саду

Первое посещение ДОУ чаще всего не остается незаметным и безболезненным. Особенно на резкие изменения в повседневной жизни реагируют дети в возрасте от 3 до 4 лет. Существует несколько факторов, которые влияют на то, как пройдет привыкание к ДОУ, и сколько это займет времени:

  • привязанность к родителям, особенно к матери;
  • возраст;
  • отношение воспитателей;
  • порог тревожности;
  • характерные особенности ребенка.

Как правило, дети привыкают в легких случаях – 1-2 недели, в сложных ситуациях до 1 года. Психологи выделяют три типа адаптационного периода:

  1. Легкий.
  2. Средний.
  3. Тяжелый.

Адаптационный период легкого типа занимает в среднем 14 дней. Спустя это время:

  • дошкольник начинает привычно себя вести;
  • аппетит восстанавливается (спустя 7 дней);
  • сон становиться спокойным (спустя 1,5 недели);
  • организм ребенка перестраивается, иммунная система становится крепче.

При среднем типе период привыкания продолжается от 1 до 2 месяцев. Устойчивый сон и аппетит малыша приходят в норму в среднем за 30 дней. Его поведение кардинально меняется, поэтому не нужно кроху наказывать и бурно реагировать на проявления характера. Спокойствие и терпение помогут малышу войти в привычный образ жизни быстрее.

Когда наблюдается тяжелая стадия привыкания к саду, то могут проявляться следующие отклонения:

  • продолжительные простудные заболевания;
  • замедленное развитие;
  • резкая смена настроения;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • появление различных страхов;
  • нервозность;
  • заторможенность;
  • серьезное и продолжительное нарушение сна и аппетита.

При такой форме все зависит в большей степени от родителей. Им обязательно нужно обратиться за помощью к специалистам (психологу, неврологу).

САНПИН разработал санитарные правила, а также определенный режим дня у воспитанников ДОУ. Согласно им, чтобы воспитанник нормально развивался и был здоровым, ему положено:

  • 2-2,5 часа сна в дневное время;
  • 4 часа прогулки на свежем воздухе;
  • трехразовое питание.

Согласно нормам САНПИНа, в среднем дети привыкают к ДОУ в течение 14 дней. Чтобы период привыкания прошел в саду менее болезненно, нужно заранее их к тому подготовить. Именно подготовка поможет ускорить адаптационный процесс к ДОУ и его режиму дня.

О чем еще важно помнить?

На успех адаптации влияет и то, как себя ведут родители после сада.

— При встрече с ребенком, уделите несколько минут только ему, обнимите, поговорите, только потом переодевайте, — советует психолог. — Обязательно закончите телефонный разговор до того, как зайдете в группу. Забудьте обо всем, три минуты ничего не существует кроме вас и вашего ребенка.

Если есть возможность, после сада лучше не спешить домой, есть смысл прогуляться с ребенком, узнать, как прошел его день, что ему понравилось, с кем он играл или подружился. Все вопросы стоит задавать только в позитивном ключе, чтобы неосознанно не внушить ребенку страх.

— Никогда не спрашивайте у ребенка: «Тебя хоть не обижали?» или «Дети не дерутся?». Так вы показываете ему, что в саду небезопасно, а ведь малышу проводить там 5 дней в неделю по 8-10 часов. Кроме того, это может стать хорошим средством для манипуляции в будущем: «Не пойду в сад, меня там обижают!»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: