Задержка темпов моторного развития код мкб


Задержка моторного развития у детей код по мкб 10 у детей

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов.

В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация.

Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития.

Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды.

Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз.

Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций.

Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

  1. Синонимы диагноза
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Симптомы
  6. Диагностика
  7. Прогноз
  8. Профилактика

 R62,0 Задержка этапов развития.

Синонимы диагноза

 Задержка этапов развития, задержка развития речи, задержка речевого развития, бедность речевой деятельности.

Описание

 Задержка речевого развития.

Более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 — х лет.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Дополнительные факты

 Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

 Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков.

Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

 Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и тд.

 Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.

Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения ), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Источник: https://eltransteh.ru/zaderzhka-motornogo-razvitija-u-detej-kod-po-mkb-10-u-detej/

Моторное развитие ребенка

Как родителям понять, что у их малыша задержка моторного развития? Что такое возрастная норма? Психолог Марина Кожевникова отвечает на эти вопросы и дает рекомендации по развитию неуклюжего ребенка.

Понятие нормы и отклонения

Под нормой детского развития понимается совокупность показателей функционирования всех систем жизни малыша. Когда речь идет о физиологической и психологической «норме» в развитии крохи, это значит, что ребенок в дальнейшем без труда освоит и прочие необходимые навыки. Если же мы сталкивается с «не нормой», причем она бывает самая незначительная, то такие показатели говорят как минимум о сложностях освоения окружающего пространства. Ну, и далее ситуация катится «снежным комом». Сейчас, например, малышу, сложно держать головку, когда уже надо бы ее удерживать, значит, к положенному времени он не сможет полноценно переворачиваться, садиться, вставать и т.д. Роль своевременной коррекции переоценить в данном случае трудно. Ведь внимательное отношение к успехам карапуза и вовремя оказанная помощь способны решить очень серьезные проблемы и вывести кроху к нормальному развитию, а значит, к максимально успешной благополучной жизни в дальнейшем.

Моторное развитие детей

Этот вопрос представляет невероятную важность, потому что оценивая движения маленького ребенка, можно получить исчерпывающее представление о его нервной системе. А уж она, как это ни странно, развивается во многом благодаря движениям. Вот простой пример: малыш, когда учится сидеть, получает мощнейший стимул для восприятия, ведь теперь он видит все сверху и сразу в нескольких плоскостях. В свою очередь новое восприятие заставляет память запечатлевать новые ощущения, кроха получает новый опыт. В его пассивной речи (которую малыш слышит и знает) появляются новые слова, которые потом перейдут в собственную активную речь. Наконец, в процессе прямого сидения, закаляются новые мышцы, растягиваются новые связки, укрепляется костная система. Представляете, какая получилась мощная цепь? А сколько всего таких цепей образуется в процессе ежедневного развития маленького человека?

Моторика по месяцам

До 1 месяца

В этот период не стоит ждать чудес со стороны двигательной сферы крохи. Движения ограничены, ручки, ножки прижаты к телу, кроха любит свернуться «калачиком». Почему так происходит? Малышу требуется время, что бы привыкнуть к новым условиям жизни. На что уходит примерно месяц.

1-2 месяца

Малыш начинает улыбаться, активно шевелить ручками и ножками при появлении любимой мамы. Комплекс оживления, именно так называют выход из «эмбриональной спячки» специалисты, запускает мощное моторное развитие и психическое соответственно тоже. В этот период детки начинают удерживать головку на весу из положения на животике. Мамам следует обратить самое пристальное внимание на массаж и регулярно выкладывать малыша на твердую поверхность. Сначала довольно и минутки, но с каждым днем время нужно увеличивать вдвое.

2-3 месяца

Дальше-больше. К концу периода карапуз легко стоит «свечкой», держит голову прямо, поворачивает ее вслед полету интересующих мыслей. Словом, осваивает пространство по полной программе. Еще один показатель нормального моторного развития — активные бодрые движения ручек и ножек. Так тесные пеленки и одежды являются грубой помехой на пути раскрепощенному движению. Если же вы видите намек на скованность, или когда одна ручка/ножка двигается активнее другой — это повод обратиться к педиатру и пройти курс массажа. У крохи, скорее всего, повышенный тонус, что само по себе не является редкостью.

4 месяц

В этом возрасте вам уже трудно узнать своего малыша. Он начинает поднимать головку лежа на спине. Без труда переворачиваются со спинки на бочок, всячески старается изменить положение тела в пространстве. А еще с удовольствием упирается ножками о твердую поверхность, если взять его под мышки. Да, это тот самый возраст, когда происходит попытка самостоятельно «убежать» с дивана. Поджимание ножек, нежелание активно двигать тельцем, безусловно, настораживают родителей и являются показанием к консультации невропатолога и массажиста. Кстати, сейчас и впредь самой правильной стимуляцией развития становятся игрушки. Новые, яркие, любимые, необычные… Размещайте их около ребенка, чуть дальше, так, чтобы хотелось тянуться, ползти, достигать желанный объект.

5 месяцев

Кроха очень любит лежать на животике и опираться ладошками о кровать. Так вот приподниматься, делать первые попытки к ползанию (до реального ползания еще далековато), переворачиваться со спинки на животик и обратно, тянуться и хватать игрушки, переступать ножками, вися на руках родителей — все это достижения этого периода.

6 месяцев

Во втором полугодии малыш все больше демонстрирует самостоятельность и степень овладения окружающей средой. Теперь достать до игрушки больше не является проблемой, причем из самых разных положений. Дотянуться, подползти на животике, развернуться и перевернуться. Интересу крохи нет помех. Истинное ползание вот-вот начнется. И оно очень полезно, так как является прекрасным стимулятором кровообращения и мышечной зарядкой. Стало быть, поощрять ползание — это главная вертикаль внимания всех заботливых родителей.

Еще одна приятная новость — сидение с прямой спиной. Может быть, крохе еще сложно держать спинку самому, но с помощью мамы он делает это превосходно!

7 месяцев

Сидеть, манипулировать игрушкой, приподниматься на ножки с помощью родителей, твердо переступать и вообще свободно чувствовать себя в окружающем пространстве — это прерогатива данного возраста.

8 месяцев

Карапуз с удовольствием играет с пирамидкой, ведерочками и мячиками — перекладывает, вкладывает, нанизывает, кидает, обсасывает, протягивает игрушки. Дает ручку, активно интересуется своими пальчиками. Самостоятельно встает и садится у себя в кроватке. Все эти действия очень сложные и требуют от крохи истинного мастерства.

9 месяцев

Малыш твердо стоит на ножках и весьма уверенно ходит, держась за обе мамины руки своими ручками. Играть любит сидя, хорошо ползает, достает игрушки с полок, может залезть и спуститься с дивана. Пытается манипулировать сразу несколькими предметами, складывает их в емкость, раскладывает перед собой.

10-12 месяцев

Карапуз переходит от игрушки к игрушке, наклоняется, приседает на корточки. Даже, если он еще не ходит сам, он легко перемещается, придерживаясь одной ручкой за стену. Впрочем, кое-кто уже начинает самостоятельно бегать. Но главным образом, все манипуляции становятся более тонкими. Кроха может долго заниматься колечками, кастрюльками, мячиками. Пробует первые художественные приемы, если мама позволит мелки или пальчиковые краски. Баночки — это предмет отдельной страсти маленького гения. Открывать, закрывать, расставлять — что может быть интереснее. Появляются игры в песочнице или дома с сыпучими предметами. Кроха захватывает мелкие детали или песчинки пальчиками, его движения очень точны.

ВАЖНО!

Определить степень нормы и отклонения развития может только педиатр и невропатолог. Потому, тщательный осмотр ребенка у специалистов — это обязательная программа для молодых родителей. Больше общайтесь с малышом, играйте, пойте песенки… Ведь каждое ваше активное действие — это монетка в копилку дальнейшего развития малыша.

Задержка моторного развития или незрелость? Беседа с неврологом

Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка.

Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр.

При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;оценка по Апгар — 5 и менее;ИВЛ после рождения;желтуха более 300 мкмоль/л;внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);если были судороги;если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;

если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает.

Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает.

Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.

Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются.

Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и

Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

Источник: https://uparents.ru/zaderzhka-motornogo-razvitiya-ili-nezrelost-beseda-s-nevrologom-chast-1/

Задержка моторного развития у малышей

Главная»Психосоматические расстройства»Задержка моторного развития у малышей

Опубликовано: 24 мая 2012 в 07:02

Особенности моторного развития

Когда малыши еще совсем крошки, родители хотят, чтобы они скорее подросли, начали сидеть, ползать, бегать. Порой это становится настоящим соревнованием с ребенком, который проживает по соседству. Однако моторные навыки у малышей по большей части зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, отвечающих за равновесие и осанку. И даже если все они работают, ребенок не сможет сидеть или двигаться в то время, как структура мышц не изменится достаточным образом для удержания веса тела и выполнения требуемой для передвижения работы. Кроха начнет сидеть, хватать игрушки, ползать и ходить только тогда, когда его мозг и тело достигнет необходимого развития. А это запрограммировано на уровне генетики, а также зависит от здоровья мамы и папы до зачатия, семейной предрасположенности к различным заболеваниям, хронических заболеваний мамы до беременности, острых инфекционных болезней во время вынашивания, употребления алкоголя и курения.

Начнет ли малыш ходить в 8 месяцев и 5 дней или в 10 месяцев и 7 дней, будет зависеть от программы моторного развития, унаследованной им. Если сидеть он начнет рано, это говорит о том, что он рано приобретет и прочие навыки. Но нет доказательств того, что дети, которые начали рано ходить, с большей вероятностью будут спортсменами или танцорами, чем малыши, научившиеся ходить поздно, как и того, что дети, рано научившиеся ползать и ходить, преуспеют в школе, в отличие от тех, у кого эти навыки проявятся позже.

Закономерности моторного развития

После мышц шеи развиваются мышцы конечностей и туловища, поэтому младенцу понадобится свободная одежда, не сковывающая движений. Если дети лишены возможности активно двигаться, они будут развиваться хуже, с трудом вырабатывая координацию движения. В 2 месяца кроха будет несколько минут держать голову, поворачивая ее в стороны. К 3-м месяцам у детей появляется комплекс оживления – хаотичные, активные движения ручками и ножками в ответ на обращение мамы. Так ребенок будет пытаться захватить игрушку, поэтому ее нужно подвешивать так, чтобы карапуз смог дотянуться до нее рукой.

При выкладывании на живот на этом этапе малыш приподнимает голову и верх туловища, делая упор на предплечья. 4-ый месяц — кроха может поднимать головку из положения на спине, приподниматься, пытается сменить положение тела, поворачиваясь со спины на бок. С пятого месяца ребенок приподнимает туловище, лежа на животике и опираясь на ладони, поворачивается со спины на животик, переступает ногами с поддержкой за туловище, берет игрушки. 6-й месяц дарит крохе свободу действий: он начинает ползать, чтобы достать игрушку, что способствует быстрому развитию мышц спины, влияет на осанку, улучшается кровообращение. Поэтому родители должны поощрять эти полезные действия и помогать малышу ползать.

Со 2-го полугодия у карапуза повышается целесообразность и точность моторики. К 7 месяцам он перекладывает игрушки из руки в руку, стучит игрушкой о разные предметы, хорошо ползает, может стоять при поддержке. Умением отлично сидеть дети овладевают к 8–ми месяцам. Поэтому стимулировать их раньше не уместно, а к тому же это и вредно, поскольку неокрепшие мышцы плохо держат позвоночник, и он искривляется. Только самостоятельные попытки крохи сесть или встать, поддерживаясь за кроватку, говорят о необходимой крепости мышц. К 8 месяцам ребенок сможет лечь, при необходимости встать, ухватившись за кроватку, дать ручку. На девятом месяце малыш умеет хорошо стоять с опорой, переступать при поддержке за ручки, залезать на предметы, становится ловким, поворачивает корпус во время игры. Что касается ходунков, ими лучше не пользоваться, так как когда малыш устает передвигаться или сидеть в них, он не способен опуститься, лечь или поползти. При ходьбе в ходунках кроха наклоняется вперед, что вредно для позвоночника и освоения вертикального положения. 10-й месяц – карапуз нагибается, при игре становится на колени, придерживаясь рукой, переходит от предмета к предмету, открывает и закрывает коробочки, вкладывает предмет в предмет. В 11 месяцев малыш долго стоит и ходит при поддержке за руку, начинает забираться по ступенькам наверх, пытается сползти на животике с дивана. Он играет пирамидкой, коробочками, рвет и комкает бумагу. В годик малыш может прочно стоять на ногах, ходить, взбираться на ступеньки, несет двумя руками предметы. Он любит заполнять ящики, бросать игрушки, тянуть их за собой. Свобода перемещения такого малыша опасна, он может контактировать с горячими и колющими предметами, что приводит к травмам, ожогам, попаданию мелких предметов в нос, рот, дыхательные пути. Годовалого ребенка не стоит выпускать из поля зрения, ведь его двигательные возможности могут привести к несчастному случаю.

Приведенный график развития малыша только указывает на порядок, в котором должны развиваться моторные навыки. Но если ваш кроха по своему моторному развитию и поведению отличается от остальных деток, это вовсе не значит, что он отстает в развитии. У него могут быть свои индивидуальные периоды развития. Но если к конкретному возрасту у него не сформировались соответствующие моторные навыки и функции, речь идет о задержке развития моторики этого ребенка.

Признаки задержки развития моторики

Для определения нарушения в моторном развитии ребенка, нужно знать эти признаки нарушений моторики, которые появляются еще до формирования умения сидеть, ходить, ползать, играть с игрушками. Обратите внимание педиатра, если:

  • в конце первого месяца малыш не удерживает на мгновение головку вертикально;
  • в конце второго месяца не отрывает головку на 5 см от поверхности и не держит ее, продолжает производить несимметричные движения конечностями;
  • в конце третьего месяца ребенок не удерживает головку вертикально в течение полминуты, а лежа на животике – в течение минуты, не смотрит на свои руки, не тянется к игрушке, которую вы держите перед ним;
  • в конце четвертого месяца голова у крохи отклоняется назад, если вы поднимаете его из положения лежа, он не приподнимает туловище, лежа на животике, опираясь на предплечья, в положении вертикально при поддержке под мышками не опирается на пальцы ног;
  • в конце пятого месяца малыш неуверенно держит голову, особенно, если вы поднимаете его из положения лежа, плохо поворачивается с животика на спину, неуверенно протягивает ручку к игрушке;
  • в конце шестого месяца не дотягивается к игрушке, лежа на животе, не захватывает ее, при поддержке под мышками не перебирает ножками;
  • в конце седьмого месяца карапуз при поддержке за руку мамы не пытается сесть;
  • в конце восьмого месяца не отползает назад, не стоит при поддержке, не удерживает пуговицу между пальцами;
  • в конце девятого месяца плохо держит равновесие при сидении, не поворачивается вокруг оси и не ползает вперед, не сдергивает шапочку, самостоятельно не пьет из чашки; в конце 11-го — кроха не ползает, не сидит с вытянутыми ножками, не пытается стоять и двигаться, держась за опору;
  • в конце 12-го — не может сделать пару шажков, держась за руки мамы, не удерживает одной рукой две небольшие игрушки или не подает игрушки взрослому.

Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение

  • 1. Причины возникновения задержки у ребенка
  • 2. Симптомы и диагностика ЗПР
  • 3. Лечение психомоторного развития
  • 4. Профилактика

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития.

У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие.

В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников.

Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения.

Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к.

они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей.

Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений.

Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

Источник: https://beautyvertebro.com/zaderzhka-psixomotornogo-razvitiya-u-detej-osnovnye-prichiny-i-ix-lechenie/

Моторное развитие ребенка: первое полугодие

В первый месяц не стоит ждать чудес. Младенец только начинает привыкать к новому состоянию. Долгое внутриутробное положение, ограниченное пространство породило гипертонус сгибательных мышц: ручки и ножки новорожденного постоянно согнуты, прижаты к телу, его движения скованы. Ощутимая динамика наблюдается только в конце первого месяца жизни. Изначально начинают крепнуть мышцы шеи: лежа на животике, малыш может на короткое время поднимать голову. Однако стоит помнить, что успехи достигаются только с помощью родителей. Во избежание задержки моторного развития у детей, необходимо ежедневно выкладывать новорожденного на твердую поверхность лицом вниз. В первые дни на выполнение такого упражнения достаточно одной минуты, затем время увеличивается.

Моторное развитие ребенка второго месяца жизни характеризуется укреплением шейных мышц. Лежа на животе, малыш с каждым днем все уверенней поднимает голову и удерживает ее вертикально в течение одной-двух минут. Гипертонус ручек крохи становиться все слабее и к концу месяца исчезает вовсе. Возьмите ребенка под мышки, вы заметите, что он уже умеет упираться ножками, не сгибая колен. Развиваются и совершенствуются хватательные движения, младенец может удерживать на протяжении нескольких секунд вложенный в ладошку предмет.

В три месяца мышцы шеи малыша уже настолько сильны, что он способен хорошо и подолгу держать голову, находясь в положении «свечки». Кроме того, в это время активно развивается мускулатура рук. В результате появляется способность опираться на предплечья и высоко поднимать голову, лежа на животике. Дитя может отталкиваться от твердой поверхности, сгибая тазобедренные суставы.

На четверном месяце жизни наблюдается резкий скачок в моторном развитии ребенка. Его движения становятся более осознанными и координированными, кроха уже хватает и держит предметы, может переворачиваться со спины на живот, приподниматься. Полностью исчезает гипертонус ног, за счет чего малыш уверенно упирается о твердую поверхность полусогнутыми ногами.

На пятом месяце жизни происходит совершенствование моторного развития ребенка. Он переворачивается на спинку и обратно, крепко держит игрушку в любой руке, подолгу лежит на животике, время от времени приподнимаясь на вытянутых руках. Кроме того, ребенок начинает учиться сидеть.

Закрепив свои умения, 6-месячный младенец стремится освоить новые горизонты. Ему хочется уже не только лежать, сидеть и переворачиваться. Он начинает изучать окружающее пространство и пытается ползать. На этом этапе моторное развитие ребенка происходит ускоренными темпами, поэтому важно не ограничивать его двигательную активность. Не держите малыша подолгу в кроватке, манеже или стульчике. Спускайте его на пол, помогайте крохе овладеть навыками ползания. Ведь передвигаясь по комнате, он не только совершенствует костно-мышечный аппарат, но и познает мир. Вместе с тем в шесть месяцев ребенок уже может самостоятельно взять предмет в одну руку, переложить в другую или бросить. Если держать малыша в вертикальном положении, он будет совершать полноценные шаговые движения.

Задержка моторного развития у детей до года

Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто.

Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику.

Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков.

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Темповая задержка моторного развития//Рахит

такие вот страшные диагнозы поставили нашей крошке…

Я в отчаянии! Уже так устала переживать, сил моих больше нет! В связи с чем эта задержка образовалась, я так и не поняла…

Все по порядку. Малышка родилась ровно в 39 недель, 8/9 по Апгар. До 4-х мес. развитие соответствовало срокам (помню, примерно в 4 мес. я отметила, что за ней теперь глаз да глаз — такая она активная и вертлявая стала. Без умолку гулила, очень резво крутилась на боку или на спине вокруг своей оси, казалось, что вот-вот начнет переворачиваться).

в 4,5 мес. я немного напряглась, потому что Софийка так и не перевернулась… и вообще стала какая-то беспокойная, пассивная, практически перестала гулить. Стала плохо спать, начала вскрикивать по ночам (например, спит спокойно и резко как завизжит, потом только просыпается вся в слезах). Мы связывали это то с переменой погоды, то с зубами (первый проклюнулся в 5мес 5 дней). В это же время доча начала активно чесать голову, особенно затылок (я связала это с корочкой на голове, даже пост писала). Параллельно у нее начали сильно выпадать волосы (у нее длинные волосы с рождения), голова при этом не лысела, зато на подушке/в шапочке волос оставалось, как после сильно линяющего кота! Свекровь сказала, что я все выдумываю, что это нормально и волос меняется. Педиатр тоже оставила этот вопрос без внимания. Недели через 1,5-2 все само собой резко прекратилось. Сразу после этого (примерно в 5,5 мес) малышка начала часто просыпаться по ночам (я практически перестала перекладывать ее обратно в кроватку после кормлений), особенно под утро начала как-то постанывать, плакать с закрытыми глазами, отказывалась от груди… Это продолжалось примерно неделю-две и прекратилось (в это время как раз лез второй зуб). К концу 5 мес. поведение малютки нормализовалось, она снова начала активно гулить, что-то рассказывать, но! постоянно лежала на спине! На животе вообще находиться не любит и на живот сама не поворачивается! Только с живота на спину.

В связи с этим, в 5 мес ровно пошли мы к неврологу. Та померила голову, что-то пробормотала про затылок и назначила Аквадетрим по 4 капли/день до конца мая. Ребенка практически не осмотрела, начала писать в карту с моих слов. Когда я сказала, что ребенок не переворачивается, выпучила глаза и поставила диагноз: Задержка моторного развития. Отправила на электростимуляцию спины и массаж (cito). Отходили на СМТ и массаж — эффекта 0! Вот уже 6 мес малышке — ничего не меняется. И тут у меня потихоньку начинается паника! Читаю ленту, ровесники уже чуть ли не бегают, а наша лежит себе и никаких попыток к активной деятельности даже в помине нет! Наконец-то получилось попасть к другому неврологу в нашей пол-ке (ее все хвалят). Та посмотрела и озвучила диагноз Темповая задержка (сказав, что ничего критичного, просто позже все у нее). Отправила на контроль НСГ и выписала: Нейромультивит по 1/4 (№20), Рыбий жир (по 1/2 ч.л.) и начинать массаж и ЛФК. Дома я заглянула в карту и чуть не упала — в статусе: форма головы — Гидроцефал…). Заключение НСГ: расширение МПЩ, скопление жидкости по конвенситальной поверхности, сосудистая дисциркуляция…. Откуда это взялось?? В месяц делали, все в норме было! Невролог сказала ничего страшного, к лечению добавила Пантогам. После невролога мы зашли к педиатру, которая привязылась ко мне с АКДС! «Да все у вас нормально, что же вы так переживаете-то?». Ощупывая родничок, как-то задумчиво сдвинула брови. Я спросила в чем дело и тут она выдала: «У вас рахит. Подострое течение. Вам же прописали рыбий жир. Все нормально будет. Сейчас у всех городских детей рахитик» С тех пор я нахожусь в какой-то прострации. Рахит — это же такое серьезное заболевание!!! Официально в нашей карте ни слова об этом! Я буквально выбила из нее диагноз! Почему врачи так несерьезно относятся к нему?? Почему описанные симптомы игнорировались (я тогда не знала, что это симптоматика рахита!!!), ведь в современных условиях можно без труда предотвратить эту болезнь!!! И даже сейчас нам никто не говорит сдать анализы крови и мочи (к слову, мы сдавали только в 1 мес — полгода назад!!!), лечение назначается «на глазок», а ведь гипервитаминоз Д очень опасен!!!

Начали массаж на дому (за 2 недели видны результаты, но массажистка сказала, что отставание наше примерно месяца на 2!!! и это из-за рахита….). Сказала, что руки и спинка очень слабенькие и нельзя присаживать ребенка ни в коем случае! А вот наш хирург-ортопед возмутилась, что в 7 мес ребенок еще не сидит и сказала, что в нашем возрасте присаживать в обязательном порядке!

Девочки, может у кого-то была подобная ситуация? Как вам назначали лечение? Как быстро/долго идет процесс восстановления? Может быть, мне какие-то витамины пить (мы на ГВ)? Какие еще сдать анализы? Боюсь упустить время.

Спасибо всем, кто откликнется!!!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: