Как правильно поощрять детей? Советы психолога


Трудные дети

Дети, даже те, у кого проблемы с поведением, очень нуждаются находится в состоянии счастья, но они не знают, что для этого требуется. Большую часть времени, дети находятся в плохом настроении, они страдают из-за заниженной самооценки, из-за плохих отношений со сверстниками. И поэтому главная задача родителей сделать все чтоб ребенок был в хорошем настроении. Даже подростки нуждаются в похвале и дружеских объятий.

Поощрение для ребенка — это прежде всего стремление к хорошему поведению. Все от мала до велика нуждаются в поощрении. Все хотят быть счастливыми! Если ребенок получает что-либо приятное, например — улыбку, объятия в результате хорошего поведения, то такое поощрение не только подымает ему настроение, а также стимулирует и дальше хорошо себя вести, чтоб его как можно чаще хвалили, и он был счастлив.

Поощрять за хорошее поведение очень важно, но детки у которых проблемы с поведением нуждаются в этом больше всего. Им не хватает именно позитивных чувств, ведь так много негатива он каждый день получает по отношению к себе.

Поощрение и наказание детей до 3х лет

В возрасте от полутора до трех лет закладываются основы дальнейших взаимоотношений ребенка и родителей. Именно в этом возрасте малыш начинает осваивать азы самостоятельности, он учится быть независимым – и ему это нравится. Поэтому начиная с полутора лет, самое время заняться воспитанием ребенка, основанным на системе поощрений и наказаний. Сразу нужно отметить, что любая система воспитания должна основываться на безусловной любви к ребенку. То есть малыш должен быть уверен в родительской любви вне зависимости от того, плохо он сегодня себя вел или хорошо. Наказание и поощрение ребенкаэффективны только на фоне здоровой, доброжелательной семейной атмосферы.

Место наказания в системе поощрений и наказаний детей Сначала разберемся с наказаниями детей. Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания. Это ни в коем случае не должно быть физическое воздействие. Безусловно, родители обладают большей физической силой, и они могут причинить ребенку боль, заставив этим на время прекратить свои шалости. Но, смею вас уверить, физическое наказание не поможет ребенку понять свой проступок и исправиться, а лишь вызовет чувство обиды, озлобленности и страха. Дети, которых бьют родители, нередко вырастают неуверенными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. К тому же, дети, которых наказывают физически, могут затаить обиду на родителей, и уже став взрослыми «мстить» за обиду своим детям. Наказание ребенка может состоять в порицаниях и запретах. Так, ребенку в возрасте от полутора до двух лет бессмысленно что-то запрещать, потому что он слишком быстро забывает, за что наказан, и будет воспринимать наказание, как несправедливое. В этом возрасте малыш еще не действует преднамеренно, им руководят сиюминутные желания. Для того, чтобы пресечь негативное поведение детей 1,5-2-х лет, нужно просто научиться переключать их внимание на другие увлекательные занятия. Например, ребенку, разбрасывающему вещи из шкафа, можно предложить почитать книгу, порисовать вместе – уверяю, малыш тут же забудет про лежащую в шкафу одежду. Более того, после он с увлечением будет помогать маме собирать разбросанные вещи. После двух лет ребенок многие вещи уже делает осознанно, но им не движет скорее любопытство, чем желание навредить. Так, малыш может разлить молоко лишь затем, чтобы посмотреть, как оно капает со стола. В этом случае нужно сделать малышу замечание. Тон должен быть строгим, укоризненным. Покажите ребенку, что вам совсем не смешно. Объясните, что разливать молоко плохо, потому что пачкается стол и ковер, и к тому же если молоко разливать – то пить ему будет нечего. Выговор должен следовать непосредственно после совершения проступка. К тому же, порицание должно быть кратковременным, поругали ребенка – и забудьте о плохом поступке. Если после порицания малыш расстроился и расплакался, не скупитесь на ласку, пожалейте, это не будет проявлением слабости с вашей стороны. Ребенка старше двух лет можно наказывать с помощью запретов. Ребенок капризничает на улице – значит, прерываем прогулку и идем домой. Малыш кидается игрушками – убираем их в шкаф (например, до завтра). Наказывая ребенка, нужно объяснять ему, почему вы так поступаете. Так, убегать от мамы на улице нельзя, потому что можно потеряться, попасть под машину и пр. Кидать игрушки нельзя, потому что им больно. Аргументируйте свое поведение, и малыш будет внимательнее относиться к вашим замечаниям. Важным условием любого наказания должна быть его логичность. Нельзя наказывать ребенка сегодня за то, что было ему позволено вчера. Если ребенок сегодня вынул все кастрюли из шкафа – мама молча их убрала, завтра достал кастрюли – мама смолчала, а послезавтра мама за этот же поступок его накажет – уверяю, ребенок этого не поймет. Будьте логичными, если что-то нельзя, это нельзя всегда, если можно сегодня – значит, позволено и завтра. Место поощрения в системе поощрений и наказаний детей Теперь о более важном – о поощрениях. Поощрения (как и наказания) детей являются важным элементом воспитания. В возрасте от полутора до трех лет очень важно закрепить в ребенке стремление к правильным «хорошим» поступком. Самой распространенной ошибкой большинства родителей является устоявшееся мнение, что если ребенок ведет себя хорошо – это норма! Результатом такого убеждения является игнорирование детей родителями в случае их хорошего поведения. Ребенок слушался маму во время прогулки – это нормально, малыш собрал игрушки – это норма. А зачем хвалить за то, что нормально? Вот здесь и кроется корень многих проблем. Если ребенок ведет себя плохо, не слушается, делает все наперекор родителям – он вовсе не напрашивается на наказание, он просто просит родительского внимания. И если внимания родителей можно добиться только одним способом – непослушанием, малыш это очень быстро усвоит. Уделяйте ребенку время, найдите увлекательные совместные занятия. Посмотрите вместе картинки в книжках, научите рисовать зайца – да мало ли можно придумать интереснейших дел! И хвалите, хвалите свое чадо! Не бойтесь этим его избаловать. Внимание и ласка – это не баловство, это необходимость. Ребенок нарисовал солнышка, скажите: «Красиво, молодец». Малыш показал всех зверушек в книжке: «Сынок молодец, он всех знает!» Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому. Пусть сначала он будет больше мешать, чем помогать, но зато у сына или дочки разовьется стремление к помощи в домашних делах. Просите малыша о помощи, пусть быстрее принести полотенце самой, но лучше попросить об этом ребенка. Просьбами о помощи вы учите ребенка самостоятельности и послушанию. К тому же любой малыш рад помочь, и рад получить за помощь похвалу. Отдельного внимания заслуживают материальные поощрения. Однако, следует заметить, что обещание купить куклу в обмен на послушание крайне неэффективно. Ребенок может потерпеть до покупки, а после того, как станет обладателем вожделенной игрушки, он забудет о своем обещании. Да и зачем вести себя хорошо, если кукла уже у него. Более того, завтра он захочет иметь новую игрушку, и будет намеренно изводить родителей непослушанием, добиваясь покупки желаемого в обмен на хорошее поведение. Такой «обмен» может продолжаться бесконечно, так как малыш очень быстро усвоит взаимосвязь «плохое поведение – покупка игрушки». Возникает законный вопрос: а зачем ему вести себя хорошо? Ситуация может завести в тупик.

Как не перепутать поощрение ребенка с подкупом

Родители иногда путают поощрение с подкупом и баловством. Стараются за хорошее поведение ему купить какую-либо вещь, которую захочет ребенок и этим самым идет подкуп. Идя даже на прием к врачу, родители зачастую этот поход стимулируют игрушкой или конфетами, а ведь когда этого не окажется под рукой, то вызовет очень большой скандал и отказ идти на прием. Ребенок не должен быть вознагражден за хорошее поведение чем-то материальным. Поощрять ребенка необходимо в виде похвалы, которая не стоит ни копейки и всегда есть в наличии.

Ни в коем случае нельзя поощрять ребенка, для того чтобы пресечь плохое поведение, это в дальнейшем будет иметь плохие последствия. Ребенок понимает, что дальнейшее плохое поведение приведет к поощрению и будет стараться как можно чаще вести себя плохо.

Иногда поощрение детей чем-то материальным, не всегда плохо. В некоторых ситуациях это может быть полезно для дальнейшего прогресса в поведении.

Если родители решили материально поощрить ребенка, то необходимо помнить следующее:

— Необходимо быть в курсе ценностей ребенка, знать, что ему интересно.

— Использование материальных ценностей в дополнение к похвале, когда ребенок достиг определенных высот (стал отличником, занял 1 место на олимпиаде)

— Вознаграждение должно быть только в том случае, когда у ребенка было хорошее поведение

— Непредсказуемость. Чем неожиданней вознаграждение, тем больше его оценит ребенок.

— Нельзя нарушать обещание данное ребенку.

Примеры, какие меры поощрения нужно применять к ребенку

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.
Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.

Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша – это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий – это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нет негативу

Родители воспринимают хорошее поведение как должное. Но даже малейшая помощь должна вознаграждаться элементарным «спасибо», особенно это касается тех деток у которых наблюдается проблемы с поведением.

Если у ребенка наблюдается плохое поведение, нельзя на нем заострять внимание, осуждать или унижать ребенка. Этим самым его самооценка начнет падать, и он может затаить на вас обиду. Тогда его плохое поведение начнет учащаться и становится нормой. Нельзя зацикливаться на ошибках ребенка. Ребенок может даже не осознавать, что он совершил плохой поступок. Своим поведение он привлекает внимание, даже плохими поступками.

Зацикливаясь на плохом поведение ребенка, родители провоцируют его. Негативное внимание, вызванное ребенком, вызывает быструю и эмоциональную реакцию родителей. Именно этого своим поведением добивается ребенок. Родители должны понимать, что именно их негатив и вызывает острую проблему в отношениях с ребенком. Спокойная реакция на конфликт, покажет пример ребенку, то каким его поведение должно быть и как нужно себя вести.

Нужно также родителям устраивать и отдых для себя, чтоб эмоциональный фон был спокоен и уравновешен. И не важно в каких взглядов придерживаются родители, главное быть в хорошем настроении.

Позитив в семье

Одним из важных факторов отношения с ребенком – это поощрение хорошего поведения. Ведь ребенок не может быть одновременно непослушным и хорошим. Чем чаще из уст родителей звучит похвала, тем чаще ребенок стремится к послушанию.

Уделяя внимание хорошему поведению, вы не только поддерживаете ребенка, но и подготавливаете его к дальнейшей жизни без проблем.

Без каких-либо проблем можно изменить поведение ребенка просто похвалой. Для ребенка стимулом к хорошему поведению является поощрение его хорошего поведения. Поощрение хорошего поведение не является подкупом. Оно оказывает влияние на детскую психику и помогает стать ребенку эмоционально зрелым, потому что в ребенке вы цените хорошие качества. Так что поощрение это в своем роде вклад родителей в здоровое будущее своего ребенка.

Основные ошибки, которые могут быть в семьи и не давать настроится на позитивный лад:

  • Отсутствие поддержки. В семье поддержка очень важна. Не должно в доме быть разногласного метода воспитания, поэтому очень важно чтоб в воспитании ребенка их поддерживали и другие члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети).
  • Крик. Те семьи, где зачастую присутствует крик, вместе нормального общения, нормального отношения между членами семьи не будет. Отказ от крика и использование похвалы — это успех в воспитании ребенка и нормализации семейной атмосферы.
  • Завышенные ожидания. Иногда родители не хотят хвалить своих детей, это обусловлено тем, что их ожидания слишком завышены.

Ребенку очень важно слышать, что им гордятся, им восхищаются, его любят. И в первую очередь ребенок ждет этих слов от родителей. Потому что только родители играют самую важную роль в его жизни. И значит ваша похвала имеет очень большую силу и значит для него очень много. И не важно сколько лет ребенку, он всегда будет рад услышать слова поощрения.

Как правильно хвалить ребенка

Похвала очень хорошо сказывается на поведение ребенка, важно правильно её применять и помнить о следующем:

  • Искренность. Многие дети считают себя на ровне со взрослыми, хотят быть самостоятельными и чтоб с ними советовались. Но есть чувство, которое присуще даже у самого маленького – это чувство стыда. Иногда детям очень сложно поверить в похвалу, они думают, что она не искренняя. Для того чтобы слова воспринимались искренне — необходимо понимание детей родителями. Только когда понимание налажено, ребенок искренно поверит в слова. Ведь только тогда ребенка воспринимают позитивно. Для того чтоб быть искренним, необходимо быть честным и говорить от чистого сердца. Похвала звучит намного искреннее, когда её конкретизируют, дают понять ребенку за что его хвалят. И что не мало важно дадут понять, как правильно себя вести дальше, чтоб заслужить одобрение родителей.
  • Всего в меру. Для того чтоб ребенок убедился в искренности, необходимо его похвалить и не заострять на этом внимание. Похвала должна быть простой, нельзя говорить об этом постоянно, тогда эффективность похвалы снижается. После похвалы у ребенка подымается настроение.
  • Контраст. Для дальнейшего взаимопонимания, необходимо показать ребенку как его поведение отличается от прошлого и как его хорошее поведение сказывается на отношениях в семье.
  • Лучше сразу. Как только родители заметили изменение в поведении в хорошую сторону. Необходимо как можно быстрее похвалить ребенка. Если с этим затянуть, то эффект будет маловажен ребенку. Если же какие-либо мелочи будут упущены, то никогда не поздно заметить это, чем вообще забыть.
  • Разнообразие. Лучше всего говорить ребенку разнообразные слова для похвалы. Это приведет к усилению эффекта. Разнообразие слов сделает так что ребенок искренне поверит в них.
  • Не нужно сдерживаться. Иногда родители бояться, что слишком частые похвалы сделаю ребенка балованным. Нельзя перехвалить ребенка за хорошее поведение, главное, чтоб похвала была от чистого сердца и без лишнего заострения внимания.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Мотивация к хорошему поведению

Важно также не забыть похвалить ребенка за старание. Ведь он приложил так много усилий чтоб сделать что-то или вести себя хорошо.

Мотивация помогает сконцентрироваться на том что ребенок старается. Похвала также помогает сосредоточить внимание на результате. Вместе они подкрепляют желаемое поведение.

Чтобы правильно мотивировать ребенка необходимо:

— Проявлять одобрение. Если ребенок не соответствует требованиям родителей, у него другие взгляды на мир, он не перестает быть ребенком, который хочет сделать все чтоб заслужить похвалу и им гордились. Безответные попытки заслужить любовь родителей могут подорвать самооценку ребенка.

— Уверенность в ребенке. Все дети учатся, одни быстрее, другие дольше. Уверенность в ребенке должна дать ему возможность дальше учиться и добиваться высот, несмотря на все трудности. Родители должны во всем его поддерживать и говорить, что у него все получиться, это побуждает его к успеху, а также нормальной реакции на провалы. Родители должны верить, что ребенок добьется успеха. Если же родители не верят в своего ребенка, то ребенку придется бороться не только со своими сомнениями, но и с сомнениями родителей.

— Воспоминания о прошлых успехах. Воспоминания помогают побудить ребенка сделать следующий шаг. Вспоминая прошлые успехи, родители мотивируют ребенка на преодоление любых трудностей. Дети зачастую забывают о своих достижениях в прошлом. Необходимо просто ему напомнить о том, как он хорошо справился с чем-либо.

— Разбор большой проблемы на несколько маленьких. Детям очень сложно понять масштабность проблемы. Важно родителям помочь разобраться ребенку и иногда вместе решить все проблемы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: