Является ли проблемой, если ребенок поздно начинает говорить?

Почему дети поздно начинают говорить?

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит. Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев.

Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний. Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта. Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет.

Является ли проблемой, если ребенок поздно начинает говорить?

Здоровье

Ребенок, который поздно начинает говорить, не испытывает больших поведенческих и эмоциональных проблем по сравнению с теми, кто начинает болтать очень рано, как показали новые исследования.

Дети, которые к 2 годам не так хорошо владеют речью, совсем немного хуже ведут себя в этом возрасте, но с 5 до 17 лет их поведение ничем не отличается от поведения их сверстников, которые начинают говорить раньше. Результаты новых исследований появились в июле в журнале Pediatrics.

У детей, которые начинают говорить поздно, по мнению исследователя Эндрю Вайтхауса (Andrew Whitehouse)

из
Университета Западной Австралии
, не наблюдается каких-либо других задержек в развитии.
«Оказывается, поздняя речь вовсе не является фактором риска, поэтому никаких эмоциональных или поведенческих проблем в будущем у этих детей не наблюдается,
— сказал Вайтхаус. –
Однако мы заметили, что если проблемы с речью продолжаются до школьного возраста, такие дети часто испытывают серьезные психические трудности».
Исследования Вайтхауса были первыми перспективными исследованиями развития речи и поведения. Он и его коллеги исследовали детей с самого раннего возраста, а затем следили за ними в течение долгих 17 лет. Эти дети родились в период с 1989 по 1991 год в городе Перт, Австралия. Когда им исполнилось 2 года, родителям нужно было заполнить анкеты, в которых они указали, когда ребенок начал говорить, какой словарный запас имел в определенном возрасте, а также их спрашивали об эмоциях и поведении. На такие же вопросы они отвечали, когда детям исполнилось 5, 8, 10, 14 и 17 лет.

Исследователи обращали внимания на факторы, которые могли замедлить развитие речи и повлиять на поведение, включая доходы семьи, образование матери и наличие отца в семье.

Результаты показали, что дети, которые с трудом начинали говорить к 2 годам (а таких было примерно 15 процентов), действительно имели кое-какие отклонения в эмоциональном и поведенческом смысле. Но к 5 годам 142 ребенка ничем не отличались от остальных 1245 детей, которые начали говорить в положенное время.

«Мы предполагаем, что поведенческие и эмоциональные проблемы, которые замечены в 2 года, связаны с психологическими трудностями из-за проблем с общением

, — говорит Вайтхаус. –
Однако как только у этих детей развивается полноценная речь, все проблемы исчезают».
Ученые планируют провести еще ряд исследований, чтобы определить, кто из детей попадает под риск развития проблем с речью, которые связаны с большими психологическими проблемами в детстве. Для большинства детей, как выяснилось, поздняя речь вовсе не причина для беспокойства.

«Самое лучшее в такой ситуации для родителей – это поместить детей в среду, где они смогут быстро научиться разговаривать. Например, следует играть с детьми, постоянно говорить с ними, задавать вопросы и так далее»

, — добавил Вайтхаус.

Социальные причины отсутствия речи

У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье. Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Почему современные дети начинают поздно говорить

– С чем связано то, что нынешние дети начинают поздно говорить?

– Да, к сожалению, в наше время очень редко можно встретить двухлетнего ребенка, говорящего фразами. Это может быть связано с различными причинами, начиная от постоянного залипания в смартфоне и заканчивая неврологическими нарушениями, которые в настоящее время присутствуют у большинства детей. Причин развития неврологических нарушений тоже много: ухудшилось женское здоровье в целом, экология и т.п.

– До какого возраста дети могут не разговаривать, есть ли норма?

– Уже до года появляются вокализация, потом лепетная речь, слова, фразы и т.п. Не верьте тем, кто говорит: «Подождите до трех лет, и ваш ребенок сам заговорит». Не заговорит! А если и заговорит, то речь будет неполноценна и отличаться от речи уже говорящих сверстников.

– Когда родителям стоит забить тревогу?

– Если ваш ребенок в два года не разговаривает, то стоит обратиться и к неврологу, и к логопеду. Причин «неговорения» может быть много, и чем раньше мы их выявим, тем положительней это скажется на развитии ребенка.

– Развитие речи у девочек и мальчиков отличается?

– Девочки обычно начинают говорить чуть раньше мальчиков, хотя особых норм по гендерным признакам нет. В любом случае нормой считается, когда в годик ребенок говорит хотя бы несколько осознанных слов, а в два года использует фразовую речь.

– В каком возрасте чаще всего приводят детей в ваш центр?

– Многие приводят детей после трех лет. А ведь если с малышом поработать своевременно – мы получим максимальные результаты за минимальные сроки. Чем старше ребенок, которого к нам приводят, тем дольше мы работаем над его проблемой. Это касается именно развития речи как таковой. Если же мы говорим о коррекции звукопроизношения, то здесь работу можно начинать с 3,5-4 лет.

Лучше всего приводить детей с двух лет, бывает – приносят младенцев, которым всего одна-две недели – малыши не могут сосать грудь. И в этом случае мы тоже можем помочь.

– Как вы считаете, за последние годы логопедические проблемы как-то изменились?

– Скажем так, они усилились неврологическими нарушениями. Очень много детей с перинатальным поражением центральной нервной системы, с ишемиями головного мозга различной степени тяжести, с так называемыми «расстройствами аутистического спектра».

– Если ребенок начал поздно говорить, это может отразиться на нем во взрослом возрасте?

– Это может отразиться уже в школьном возрасте, так как такой ребенок будет на шаг отставать от одноклассников, обучение в школе ему будет даваться тяжелее.

– Посещение детского сада влияет на развитие речи?

– Конечно, влияет, если у ребенка нет неврологических нарушений развития. Попадая в коллектив, ребенку приходится учиться говорить. Это дома заботливые мама и папа, бабушки и дедушки понимают ребенка с полувзгляда и с полувздоха – особо напрягаться, чтобы говорить, ребенку и не приходится. А родители должны чаще играть со своим ребенком, разговаривать, петь ему песенки и читать сказки.

– Есть такое мнение, что через много лет люди вовсе перестанут разговаривать. Как вы думаете, такое может случиться?

– Я думаю, что мы – логопеды постараемся предотвратить эту проблему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: