Можно ли наказывать детей
Многие мамы и папы раздумывают над вопросом, можно ли наказывать детей. Некоторые родители до сих пор считают наказание ремнем — нормальным методом воспитания. Другие мечтают вырастить любимое чадо ни разу не наказав. С большой долей вероятностью, в первом случае, малыш вырастет неуверенным в себе, с ощущением, что его никто не любит. Во втором ребенок не будет знать границ между добром и злом, собственным комфортом и чужой болью.
Тем не менее, золотую середину находить надо, потому как по словам психологов грамотное наказание сохраняет родительский авторитет, формирует у ребенка чувство ответственности и границы дозволенного.
Так как правильно наказывать ребенка, чтобы и психика не пострадала, и малыш в ходе воспитательных санкций остался в полной уверенности, что родители его по-прежнему любят?
Как наказать ребенка, чтобы не травмировать
Напоминаю, что наказания применяются на третьем уровне границ, которые я называю “резиновая стена”. На этом уровне родители устанавливают строгие правила, которые нельзя нарушать, и вводят санкции, если ребенок эти границы переходит. Подробнее о 4-х уровнях границ вы можете прочесть в статье “Ребенок грубит: как пресечь плохое поведение”.
Обучающие наказания могут быть таких видов:
— естественные и логические последствия — популярный современный метод, который, однако, имеет свои нюансы. Этот единственный метод, который мы можем использовать до 2,5 лет. По его принципу, мы сталкиваем ребенка с последствиями своих действий: к примеру, если он разлил воду, то должен убрать. Или еще проще: если малыш кусает грудь, то мы ее забираем и не даем себя кусать. Таким образом в сознании ребенка формируются причинно-следственные связи. Но минус в том, что, во-первых, ребенок не всегда может эти связи осознать, а, во-вторых, понимая эти связи, не всегда может в нужный момент себя остановить!
— система очков и штрафов — это очень эффективный метод, особенно если использовать его вместе с системой фишек. К примеру, когда вы заводите доску мотивации, чтобы ребенок “зарабатывал” себе фишки за обучение навыкам (ведешь себя вежливо — получаешь приз), то есть смысл ввести и штрафы. Например, если ребенок показывает язык, он лишается одной “фишки” и ему придется заработать ее заново. Главное, чтобы правила были оговорены заранее и ребенок понимал возможные последствия своих действий.
— лишение привилегий — этот метод можно применять, когда ребенок ленится, затягивает время, грубит, ведет себя агрессивно или не выполняет домашние обязанности. Согласно этому методу, мы лишаем нашего нарушителя правил тех занятий, которые ему приносят удовольствие. Это может быть время для компьютерных игр, просмотр мультиков, поход в кино или в гости, игры с друзьями. Важно, чтобы лишение благ происходило в скором времени после того, как ребенок провинился.
— метод тайм-аут — предлагаю этот метод рассмотреть отдельно, чтобы вы знали во всех подробностях, как его применять.
Метод “Тайм — аут”, пошаговая инструкция:
Когда маленький нарушитель порядка не слушается, предупредите его, что скоро он будет наказан и отправится на “штрафной стульчик”. Это место, где нельзя общаться и играть, но можно обдумать свое поведение, прожить и отпустить гнев, а также признать ограничительные правила. Как внедрить метод по шагам:
- Продумайте методику. При каких условиях ребенок отправляется на стул. Учитывайте возрастные возможности. К примеру, если ребенок говорит плохие слова или продолжает драться после замечания.
- Если ребенок нарушает правило, сделайте ему зачение.
- Если ребенок продолжает плохо себя вести после вашего замечания, начните отсчет вслух от 5 до 1 со словами: “На счет 1 ты перестанешь” — так мы даем шанс ребенку остановиться. Очень действенный вариант!
- Не помогло? Глядя в глаза, скажите: ”Если ты будешь продолжать…, то будешь сидеть на штрафном стуле!”
- Снова начинайте считать от 5 до 1.
- Не помогло, значит на стул. Садим минимум на столько минут, сколько маленькому лет. Если не может усидеть спокойно, можно удерживать за плечики, возвращать обратно, если он покинул место. Ведь ему нельзя самому выходить из зоны наказания. “Ты останешься здесь, пока я не разрешу тебе встать!” Малыш кричит, злится, кидает вещи — это допустимо. К выходу из “тайм-аута” он успокоится.
Самое важное, когда время выйдет, спросить ребенка: “Ты готов сделать то, что я просила?”. Если ситуацию уже невозможно исправить (обидное слово не изменить), то он должен пообещать, что больше так не будет. После этого скажите: “Молодец! Спасибо, что ты сделал то, что я попросила.”
“Тайм — аут” необходимо применять с осторожностью (и только после предварительной консультации) к детям с неврологическим статусом и тем, кто не в силах успокоиться сам. Не применяйте этот метод, если не готовы воплотить его в жизнь и боитесь детского протеста.
У многих мам остается вопрос: как же правильно наказывать детей младшего возраста, до 2,5 лет?
Ответ прост: никак. В столь раннем возрасте наказывать некорректно. Уровень самоконтроля ребенка делает эту методику неэффективной, не говоря уже об эмоциональной стороне вопроса. Какой бы ни была сила слова папы и мамы, их все равно может недостаточно, чтобы ребенок мог сам себя остановить. Ему нужен присмотр, контроль и помощь взрослых: гулять подальше от автомобильных дорог, держать крепко за руку, снова и снова повторять “как правильно”, отслеживая соответствие ваших слов действиям. Если вы запретили что-то на словах, значит, необходимо убедиться, что и на деле желаемое действительно недоступно.
Однако даже таких малышей можно попробовать обучить останавливаться по маминой просьбе. В форме игры.
Для этого рекомендую игру в “Стоп”.
Когда мама произносит слово “стоп”, малыш должен остановиться, замереть где бы он не находился. Тренироваться можно дома под музыку со стульчиками и без, варианты для творчества тут безграничны. Дети очень любят эту игру и быстро осваивают правила, хотя это не отменяет необходимость вашего присмотра.
Не упустите, когда маленький ведет себя хорошо, хвалите его! Вообще нужно стараться, чтобы позитива в общении с сыном (дочкой) было больше, чем критики, нравоучений, взысканий. Так он поймет: вы сердитесь не на него, а на его поступки; непослушание, вспышки агрессии, истерики и капризы связаны не с личностью ребенка, а всего лишь временные спутники взросления, с которыми можно и нужно справляться.
Если вы хотите узнать больше об использовании санкций как обучающей методики или как вообще обходиться без наказаний — рекомендую мой мастер-класс “Наказания: за, против и альтернативы”.
Приобретая его, вы получаете:
- руководство по 4-м уровням границ, которое поможет вам четко определять ситуацию, в которой необходимо наказание, а где нужны другие методы;
- 2-х часовой мастер-класс, в котором описаны виды ненасильственных наказаний, когда и как их применять;
- разбор сложных случаев: что делать, если ребенок не хочет сидеть на штрафном стульчике и другие;
- стоп-карту запрещенных приемов в наказаниях;
- чек-лист, что делать, если ребенок нарушает правила;
- памятку по методу тайм-аут.
Наказания и их применение — очень важная тема в воспитании детей, но мы так мало знаем о цивилизованных методах приучения к дисциплине. Ведь в нашем детстве у родителей были только два инструмента: кнут и пряник… Но я верю, что вы — современная мама, которая хочет оставаться авторитетом для ребенка, не теряя близость и доверие в отношениях с ним.
Чтобы узнать больше о мастер-классе и обучиться новым методам в воспитании, переходите по ссылке:
С какого возраста можно наказывать ребенка?
Ещё один частый вопрос от родителей, с какого возраста можно наказывать ребенка. До двух-трех лет штрафовать детей вообще бесполезно, потому что они не понимают связь между случившимся и его последствиями. А вот с трех лет мама с папой сталкиваются с первыми скандалами и недопониманием со стороны малыша. Поэтому с этого возраста можно начинать вводить дисциплинарные меры.
Елена Островская, психолог, ведущая детско-родительских групп
Наказания — не такая уж страшная вещь, как принято думать: порой это необходимо для воспитания малыша. Но они применимы к детям постарше трех лет (скорее для детей 5-ти лет и старше). Причем вы не можете наказывать просто так, из-за плохого настроения. Наказание следует после серьезного проступка, нарушения каких-то правил. Ребенок должен знать: существует четкая и неоспоримая система правил (эти правила должны быть понятные для ребенка и оговорены заранее). Если он их нарушает, то родитель вправе применить меры. Обсудите с малышом, что вы считаете недопустимым в его поведении. Без угроз и скандалов. Наказывать нужно, лишая ребенка чего-то хорошего, а не делая ребенку что-то плохое.
Но вот в чем дело: в трехлетнем возрасте ребенок не поймет, о каких правилах вы говорите. Да и сами ситуации, когда он плохо себя ведёт, можно разделить на две группы:
- Он еще слишком мал и его капризы — это не стремление вывести родителей из себя, а, скорее, крик о помощи. Вероятно, он устал, перенервничал или не может справиться с какой-либо задачей.
- Есть и другой вариант — посредством своей истерики ребенок пытается защитить собственные границы, отстоять свои интересы и ценности.
Когда вы шлепаете трехлетку, вы сообщаете ему, что насилие в семье — это норма. И что помощи от родителей он может не ждать. Отправляем в угол — значит, отказываемся идти на контакт. Малыш начинает чувствовать недостаток заботы и любви, замыкается в себе. Это грозит психологическими проблемами в будущем.
Представьте, что чувствует тогда ребёнок: он брошен, не любим, плохой…
Но родители не должны забывать и о себе. Заявите ребенку: “Мы уважаем тебя, но и ты должен нас уважать”. То есть нельзя игнорировать плохое поведение. Если малыш швыряется в прохожих камнями, нужно отвести ребенка в сторону и напомнить о существующих правилах, сказать, что он мешает вам и окружающим людям. Также не поддавайтесь на манипуляции, покупая чаду игрушки и шоколадки. Естественно, кроха будет плакать, психовать и протестовать, ведь вы проводите границу, которую ему нельзя переступить. Стойте на своем, но делайте это без агрессии и злобы. Не отмахивайтесь от ребенка, ему действительно необходима ваша поддержка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ
- Наказывать или нет ребенка за случайные проступки? –
- Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо? –
- Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин –
- Как воспитывать детей: кнутом или пряником? –
- 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
- 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми —
- Как нельзя наказывать ребенка —
Причины непослушания ребенка
Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.
Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.
Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует».
За что нельзя наказывать ребенка
Нельзя наказывать за проявление эмоций: обиду, злость. Даже, если ребенок разбил в сердцах чашку, следует сказать, что в нашей семье бить посуду не принято. Не стоит стараться любой ценой остановить детские слезы. Детский плач – это выход гормонов стресса. Если в детстве запрещать ребенку плакать, во взрослой жизни он не сможет выражать чувства.
Общие принципы правильного наказания
Многим родителям будет интересно узнать, как наказывать ребенка.
Наказание – это последствие нарушения оговоренных правил, о которых ребенок был осведомлен заранее. Наказание направлено помочь ребенку разобраться в себе и в ситуации, постараться не повторять ошибки. Наказывая ребенка, родителям следует подходить к процессу с холодной головой. Правило: «сосчитать медленно до 10», «выйти в другую комнату и самому успокоиться» имеют место быть. При этом сердце по возможности должно оставаться «горячим», иными словами, наказывайте любимое чадо «с любовью в сердце». Дети зачастую могут пережить любое родительское наказание, но больше всего бояться злого маминого взгляда.
При любом наказании ребенок должен быть уверен в справедливости действия и, самое главное, что родители его по-прежнему любят.
Древний способ поставить ребенка в угол в качестве воспитательных целей – не самый удачный вариант. Находясь стоя в напряжении, малышу сложно расслабиться и хорошенько обдумать поступок. Лучше посадить ребенка отдельно от коллектива в другой конец комнаты.
Постарайтесь не устанавливать слишком много ограничений. Достаточно попросить ребенка делать уроки вовремя, следить за чистотой в комнате и собственной гигиеной. Давайте больше свободы для творчества и самостоятельного принятия решений: что съесть на завтрак, в какой одежде пойти на прогулку. Главное, чтобы мнения родителей были едины.
Консультация для родителей «Как правильно наказывать ребенка»
«Как правильно наказывать ребенка»
Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство. Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.
Не лучше и другая крайность – полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.
Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.
Почему дети не слушаются?
Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: «А что изменится в мире, если я сделаю то или это?» или «Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?»
Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.
Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью «достать» своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.
«Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, – отмечает семейный психолог Светлана Ройз. – Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу. Зачастую бунтарское поведение – это неумелая попытка привлечь к себе внимание.
Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: «Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования». Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию».
Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми
Еще одна причина детского непослушания – нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.
Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход
Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.
«Важный нюанс: наказание – это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, – говорит Светлана Ройз. – Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.
К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе «Я» (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни. Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое».
«Приблизительно до пяти лет действия ребенка – это прежде всего подражание, – добавляет Валентина Антощенко. – Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети «отзеркаливают» поведение родителей) – возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?»
Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила
Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.
- Холодная голова…
Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде «сосчитать до десяти» и «выйти в другую комнату и успокоиться» действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.
- …и горячее сердце
В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.
Как правильно наказывать ребенкаНо хорошо, если отношение «с любовью в сердце» станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе). Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение. «Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них – это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза».
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.
- Задай себе пару вопросов
Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: «Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?». Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек – муж, мама или подруга; в) ты сама. Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?
- Поступок, а не личность
Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: «Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами». Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).
- Ребенок должен знать, за что его наказывают
Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем. Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: «Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается». Не стремись любой ценой унять детские слезы. Ведь плач – это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: «Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита». Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.
- Временные рамки
Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки «не получишь больше сладкого» или «отныне ты не будешь смотреть мультики» абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь – согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.
- Ритуал примирения
Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: «Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!» Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!
Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка
В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей. Игнорирование – вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: «Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни». Нельзя угрожать ребенку: «Будешь плохо себя вести – отдам тебя бабаю» (кроха воспринимает это как «ты мне не нужен»).
Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге «Радости родительских забот» писал: «Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания – это уже заранее обдуманная жестокость».
Ставить ребенка в угол – тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации. Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: «Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: «Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.
И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь». Проходит время, ребенок подходит и говорит: «Я знаю, что теперь нужно сделать». – «Что?» – «Извиниться» (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.
Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону».
Наказывай без свидетелей
Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.
Поведение и наказание: игра по правилам
Договориться заранее всегда лучше, чем «разруливать» уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.
- Минимум запретов
Ограничений не должно быть слишком много. Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.). Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.
- Единые стандарты
Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.
- Одни правила для всех
Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.
- Творческий подход
Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги «напоминалки», касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат – и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.
- Гибкая система
Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!
Фото в тексте: Depositphotos
Допустимо ли физическое наказание?
Ни в коем случае в качестве наказания не используйте физические ограничения: «сегодня остаешься без обеда» или эмоциональные: «я с тобой не разговариваю». Игнорирование, равнодушие со стороны родителей – самое страшное наказание для ребенка. Он ощущает себя никому не нужным.
Методы наказания ребенка не должны быть физическими. Проявляя со своей стороны агрессию и избивая родного малыша, вы наносите ему тяжелую душевную и физическую травму. Последствиями телесного воздействия у ребенка могут быть агрессивность, стремление бунтовать и отомстить. Поднимая руку на малыша, вы рушите свою семью.
Несмотря на проступки ребенка, задумайтесь иногда, а нужно ли наказывать детей. Вспомните себя в детстве. Вы же сами наверняка вели себя, будучи ребенком, неидеально. Поэтому поставьте себя на место малыша, прежде чем наказывать его. Время от времени меняйте правила, ведь они призваны не усложнять нашу жизнь, а делать ее комфортнее.