Почему дети не любят читать
Любую нашу деятельность можно разделить на труд и досуг. Когда ребенок читает «из-под палки», вполне естественно, что он воспринимает это как работу. Современные родители книгами наказывают, пугают, поэтому у ребенка формируется относительно чтения следующие тезисы:
- «Читать книги – скучно». Многие из взрослых знают, что это не так, но продолжают формировать неправильную позицию у ребенка относительно этого вида досуга;
- «Все книги – не интересные». Когда ребенок знакомится только с произведениями из школьной программы, он начинает считать что все книги такие. Классическая литература важна, но не любить ее – нормально. Оставьте ее для школьной программы, предлагая ребенку те книги, которые смогли бы его заинтересовать.
- «Чтение – способ меня наказать». С этой позицией ребенка сложнее всего справиться. Не используйте чтение вместо «угла». Это не поможет воспитанию и только отвадит от книг.
Нельзя заставить полюбить книги, но можно попытаться привить ребенку любовь к чтению. Так как научить ребенка любить читать? Попробуем разобраться.
Как привить любовь к книгам статья (младшая группа) на тему
КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К КНИГАМ
Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей. Приучить ребенка к чтению и заставить его читать — две разные задачи. Мы рекомендуем отказаться от второй и сосредоточиться на первой. Можно, конечно, заставлять читать и из-под палки — подкупом, уговорами, разрешением смотреть телевизор за каждые прочитанные 10 страниц… Но как только ваше чадо немного подрастет, книги будут отброшены и забыты как способ угнетения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компьютерном кресле. Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют еще и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, уверены детские психологи: такие книги-игрушки приучают ребенка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями. Каждому возрасту — свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к интересным и содержательным книгам про Буратино, Мумми-троллей или Пеппи Длинныйчулок. Эти истории они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребенок еще не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти через короткие стишки, потешки и адаптированные варианты народных сказок. Близкие герои. Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребенку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребенку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице. Как приучить ребенка читать самостоятельно, когда он теоретически уже умеет это делать, но не хочет? На эту тему можно писать целые научные труды. К каким только хитростям не прибегают родители: «Страничку я — страничку ты», «Прочтешь рассказ сам — получишь конфету»… Один из самых коварных и действенных приемов — остановиться на самом интересном месте и уйти под предлогом срочных дел: нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп. Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению. Собственный пример. Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему интересно, а не «полезно» или «нужно», ребенок узнаёт на примере взрослых. В семьях курильщиков, как бы ни скрывалась родителями тяга к сигаретам, чаще всего вырастают курящие подростки. Запретное удовольствие оказывается самым привлекательным. Если после работы вы усаживаетесь за ужин с газетой или включаете телевизор, ребенок быстро понимает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги — это скука и обязаловка. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой — в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слишком полезно. Обсуждайте прочитанные книги с ребенком. Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребенок научился самостоятельно читать.
Десять правил. Французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения, которые помогут сохранить и поддержать у ребенка интерес к книгам:
— Право не читать. Никто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь возненавидел чтение — заставляйте его читать, угрожайте, применяйте наказания.
— Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте все это и своему ребенку.
— Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.
— Право перечитывать. Не нужно говорить ему: «Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое». Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.
— Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребенка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.
— Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на черное и белое, любят пафос, склонные к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.
— Право читать где попало. Если ребенок хватается за книгу в транспорте, за едой или в туалете — значит, он по-настоящему полюбил читать. Конечно, это не всегда полезно для пищеварения и глаз, зато выдает настоящего страстного читателя.
— Право читать вслух. Это не только увлекательно, но и полезно: развивает хорошую дикцию и слуховую память. А возможно, сын или дочь захотели поделиться с вами смешным или интересным отрывком из книги. Не обрывайте их.
— Право «втыкаться». Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку. Может быть, увиденный отрывок так заинтересует ваше чадо, что позже книга будет прочитана от корки до корки.
— Право молчать о прочитанном. Возможно, ребенок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нужно вытягивать из него то, что он считает сокровенным или не готов обсуждать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.
Как научить ребенка любить книги
Любовь к книгам не рождается за короткий период времени, это долгий процесс, который лучше начинать с самого детства. Педагоги дают следующие советы для приучения ребенка к чтению:
- Сами читайте детям вслух. Лучше начинать с первых лет жизни малыша, пусть ребенок привыкает. Ничего, что сначала это будут стихи и сказки, с взрослением ребенка вы перейдете к более серьезным произведениям. Для того, чтобы малыш вливался в процесс, просите прослеживать место в тексте, которое вы читаете. Хорошо работает чтение по абзацам – часть текста читает родитель, часть – ребенок. Также подогревает интерес к книгам (особенно у маленьких детей) чтение по ролям.
- Начните читать сами в свободное время. Психологи говорят: «все идет из семьи». Дети действительно перенимают поведение родителей. Собственный пример – хороший способ сформировать такую положительную привычку, как чтение литературы.
- Заведите домашнюю библиотеку с разными жанрами литературы. Даже самый непримиримый к книгам ребенок иногда возьмет с полки приглянувшийся обложкой томик. Пусть и не прочитает, не заинтересуется, но любопытство – уже хорошая динамика.
- Не оставляйте сюжет произведения внутри обложки – общайтесь, делитесь впечатлениями, приводите примеры из книг к жизненным ситуациям. Ребенок будет понимать, что даже события сказки имеют свою параллель с реальной жизнью.
- Позвольте ребенку участвовать в выборе книг, которые хотите прочитать, учитывайте его вкусы и интересы.
Как приучить детей читать хорошие книги
Если родители любят книги и у них хороший литературный вкус, то они знают, что приучать ребенка к чтению нужно уже в период беременности мамы. Да-да. Есть мамы, которые читают деткам книги, когда они еще в утробе. И потом, когда малыш уже родится, он помнит (и это удивительно!) то, что ему читали. Мама, которая любит чтение, уже на генном уровне передает ребенку этот дар.
В мире столько много хороших детских книг – и в российской, и в зарубежной литературе. Было замечено: только что родившийся малыш, воспринимая плавную речь русских народных сказок и стихов, развивается быстрее и в психологическом плане более уравновешен, чем те детки, которым не читают книг совсем.
Чтобы научить маленького ребенка любить книги, нужно:
- начинать знакомство с литературой, читая детям произведения устного народного творчества (сказки, потешки, которое не только познакомит малыша с историей его народа, но и научит понимать красоту и богатство родного языка;
- как можно раньше начать знакомить кроху с мировой литературой. Это чтение сказок народов мира, переводов детских стихов и песенок, легенд и сказаний;
- читать не только сказки и стишки, но и небольшие рассказы о животных, о детях и их поступках (плохих и хороших), о природе;
- не просто прочитать текст, но и обсудить его с малышом. А поэтому старайтесь читать поучительные сказки и произведения не только на ночь, но и в любое свободное время;
- иногда оставлять ребенка наедине с книгой, даже если он еще не умеет читать. Пусть посмотрит картинки, пофантазирует, что в ней нарисовано, попробует определить по иллюстрациям, какой герой плохой, а какой хороший;
- попросить ребенка после прочтения главы или целого произведения нарисовать то, что ему понравилось больше всего в этой истории;
- обсудить с малышом прочитанное и поинтересоваться его мнением о поступках героев и о впечатлении, которое произвело на него все произведение;
- продолжать читать книги вместе, даже когда ребенок уже научится читать самостоятельно. Например, одну главу читает кто-то из родителей, а одну – ребенок;
- постоянно возвращаться к книгам, которые уже были прочитаны, но произвели на малыша большое впечатление. Хорошие книги нужно перечитывать, и не раз;
- не бояться думать, что ребенок в три года не поймет книг про Карлсона или «Алису в стране чудес». Наши дети сейчас развиты не по годам, и даже в гаджетах разбираются чуть ли не с пеленок.
Прежде всего ребенку надо внушить, что книга – это друг, который не предаст, многому научит, поможет в трудную минуту. Вернее, не сама книга, а то, что она в себе несет – вечное понимание добра, порядочности, красоты и любви к людям и всему миру.
Выбор правильной книги
Важно правильно выбирать литературу для чтения с ребенком. Первоначально стоит ориентироваться на возрастную категорию малыша. Книга должна учить новому, заставлять задуматься, но не перегружать ребенка непонятным ему в силу возраста сюжетом.
Для детей до двух лет подходят книги с большими рисунками, аппликациями. Текста должно быть минимум или даже не быть вовсе. Малыш будет просто с интересом рассматривать картинки.
Малышам 2-3 лет хорошо подходят стихи и потешки, рассказы для самых маленьких. Детям от трех лет можно начинать читать сказки, заметки про природу и животных. В этом возрасте дети начинают активно интересоваться окружающим миром, у них появляется много «почему?». Старайтесь отвечать на детские вопросы, а лучше обращайтесь за ответом на сложные вопросы к энциклопедиям.
Когда ребенок пойдет в школу, у него не останется столько времени на дополнительное чтение, не стоит его нагружать, дайте время адаптироваться к школьным будням и ежедневным домашним заданиям. В то же время мягко и ненавязчиво предлагайте читать хотя бы полчаса в день. Это позволит ребенку развить навык чтения и, при этом, не перетруждаться.
При выборе книги для ребенка учитывайте смысловую нагрузку, которая она несет. Чтение хорошей литературы прививает ребенку такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта, понимание того, что хорошо, а что плохо. Также обращайте внимание на качество печати книги – бумага должна быть белой, а шрифт – крупным, легко читаемым.
Любовь к чтению – пример родителей
Ребенок – во многом отражение своих родителей. С самого рождения дети пытаются копировать поведение взрослых, походить на них.
С приобщением к чтению также – родитель должен показывать на своем примере, что книга – это интересный мир, а чтение – лучший досуг. Трудно объяснить малышу, что книги – это интересно, если он не видит, что взрослые читают.
Необходимо подавать правильный пример, проводить с ребенком беседы о пользе литературы, о том, как замечательно она влияет на нашу жизнь, о том, какой это прекрасный досуг. И не давить, не использовать книгу, как рычаг давления, если ребенок не любит читать.
Так же для приобщения ребенка к книгам важно учитывать то, насколько хорошо у него развит навык чтения. Чем быстрее дети читают и лучше понимают текст, тем проще им будет знакомиться с литературой и развивать любовь к ней.
Причины возникновения неприязни у детей к чтению книг
Ответственность за неприязнь, испытываемую ребенком к процессу чтения, полностью лежит на родителях, которые на собственном опыте демонстрируют ему увлеченность современными гаджетами, компьютерами и планшетами.
Акцентируя внимание на том, что любят читать современные дети, можно выделить исключительно описания к видео, выложенным в сети, ярко оформленные комиксы и другие привлекающие их внимание материалы.
Выбирая книги для домашнего чтения, необходимо ориентироваться на пристрастия ребенка и его интересы, что позволит безболезненно и быстро привить ему интерес к чтению, параллельно развивая его способности.
Нагнетая обстановку и заставляя любыми способами сесть за книгу, родители не просто занижают его самооценку, но и воспитывают в детях формальное отношение к любому занятию, ведь механическое чтение не принесет им пользы.
Мой ребенок плохо читает – основные причины
Чтение – это навык, который можно развить и улучшить. Естественно, что тот ребенок или взрослый, который мало читает, будет делать это медленнее. Поэтому сначала важно обучить ребенка чтению, и делать это необходимо правильно, последовательно. Одни родители сами учат детей читать, другие делегируют эту задачу педагогу первого класса. Но лучше заранее подготовить ребенка к школе и обучить не только алфавиту и слоговому чтению, но и привить начальные навыки беглого чтения.
Особенно хорошо с этим справляются курсы обучения чтению для школьников и дошкольников. Педагоги, опираясь на проверенные годами методики, эффективно прививают ребенку навыки чтения, а игровая форма обучения позволяет не только получить знания, но и хорошо провести время.