Общее недоразвитие речи (ОНР) — диагностика


Характеристика проблемы

ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.

Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.

Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.

В чем различия уровней?

Речевые дефекты 3 уровня являются одними из самых распространённых среди современных дошкольников. Это обуславливается тем, что зачастую такой диагноз ставят детям в возрасте 5 лет. В этот период развития малыш уже осваивает ходьбу и делает много самостоятельных движений, которые закрепились в памяти. Теперь приоритетом становится разговорная речь. Из-за нарушений ассоциативного ряда, а также по причине общего непонимания простых правил в речевой постановке, ребёнок часто говорит несвязно, с ошибками в построении словесных форм, и заменяя одно на другое.

ОНР 1 уровня значительно отличается от ОНР 3 степени. Первый стадия недоразвития подразумевает несвязную речь. Дети разговаривают исключительно лепетом, иногда проскальзывают несложные слоги. Он характеризуется маленьким словарным запасов, резерв которых составляет не более 20-25 слов. Понятия грамматики, синтаксиса и фонетики отсутствуют.

Второй уровень отличается от первого тем, что словарный резерв обогащается, становится значительно больше. Однако такие дети все ещё неправильно составляют слова, их формы. Из-за активного развития ассоциативного ряда, они заменяют одни слова другими так, как считают правильным. Помимо этого, замечается укорачивание слов, чаще всего профессий. Дети заменяют длинное, сложное для них слово родом деятельности. Например: доктор или ветеринар – лечит, учительница – учит, танцовщица – пляшет. Ещё плохо развиты грамматическое и синтаксическое построение речи, некорректно работает слуховое восприятие слов, в особенности незнакомых или сложных к пониманию. В отличие от ОНР 3 уровня, словарный запас ещё не располагает достаточным количеством существительных, глаголов, и, в особенности прилагательных – их меньше всех.

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных, инфекции, травмы). Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Причины

В период взросления и развития ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они односложные, не всегда правильно построены, но даже этому молодые родители начинают радоваться. В силу возраста словарный запас ограничивается несколькими короткими фразами, состоящими из слов. Не стоит забывать, что помимо развития речевого аппарата, малыш осваивает навыки хождения. В процессе формирования это становится приоритетным заданием, поэтому разговорная речь отходит на второй план.

Поскольку ребёнок ещё маленький, для него многофункциональность в задачах является сложной. Поэтому то, что важно – переходит на первый план. И это не всегда общение. Из-за этого получается так, что малыш может длительное время молчать, уделяя своё внимание усвоению других навыков: ходить, самостоятельно кушать, и, главное, познавать этот мир. В таких случаях родители начинают паниковать, ведь раньше чадо, хоть и лепетом, но произносило слова, а сейчас молчит. Это вовсе не проблема.

Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.

Диагностика

Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:

  1. Позднее развитие. Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
  2. Грамматический строй. В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
  3. Структура речи. Речь ребёнка плохо структурирована.
  4. Выражение своих мыслей. Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
  5. Речь. В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.

Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.

Существуют разные категории деток, у которых:

  • Отсутствует устная речь и ее восприятие;
  • Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
  • Нарушено произношение звуков;
  • Не выражены причины задержки в речевом развитии.

Часто такие проблемы могут быть из-за неправильного развития ещё в утробе матери, а также получены во время родов, из-за травм.

ОНР — общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это объединение симптомов, при которых наблюдается нарушение всех без исключений аспектов речи. Это означает, что патологии будут проявляться в фонетической и грамматической области.

Рассмотрим подробнее, что это такое – ОНР. ОНР – это полиэтиологическая патология. На ее появление влияет множество предрасполагающих факторов, проявляющихся при внутриутробном развитии ребенка. Симптомы различаются в зависимости от уровня ОНР. Их четыре, конкретный уровень определяет врач после логопедического обследования.

Основу терапии составляют консервативные методики. Малыш занимается со специалистом в медицинском учреждении и родителями дома.

Отличительные признаки ОНР

Рассмотрим подробнее понятие ОНР в логопедии и ответим на вопрос, что это. ОНР отличается от других речевых патологий следующими признаками:

  • Нарушения в произношении звуков, проблемная экспрессивная речь, небогатый активный словарь и проблемы с пониманием правил грамматического строя;
  • Отсутствие нарушений слуха, что необходимо проверить у врача перед диагностикой;
  • Первичный интеллект без отклонений. Это означает, что отсутствует умственная отсталость и схожие патологии. Важно понимать, что если не лечить ОНР, могут появиться проблемы в психическом развитии.

Диагноз ОНР ставится исключительно после 3-4 лет. До данного периода развитие каждого ребенка происходит по-своему и определенные отклонения допустимы. Скорость формирования речи носит индивидуальный характер. После наступления трехлетнего возраста следует уделять повышенное внимание этому аспекту и при необходимости обращаться к логопеду.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

На этом уровне речь отсутствует почти полностью. Патологию может заметить каждый человек, не только квалифицированный специалист.

Симптомы ОНР 1 уровня:

  • Бедность активного словаря выражена сильно. Малыш произносит почти всегда лепетные слова, звукоподражания, первые слоги. При этом он стремится к общению. Пес – это «гав», «би-би» — автомобиль, электричка, дорога;
  • Широкое применение мимики и жестов. Наблюдается их уместность, определенный смысл. Они помогают ребенку выражать свои мысли;
  • Простые предложения, если они есть, состоят из пары лепетных слов, которые объединены по смысловому содержанию. Например, «мяу ди» — кот идет или бежит;
  • Объем пассивного словаря значительно больше активного. Ребенок осознает, что ему говорят значительно больше, чем произносит сам;
  • Слова из двух-четырех слогов уменьшаются. К примеру, «автобус», будет «абас». Это указывает на то, что фонематический слух не развит, ребенку сложно различать определенные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня

Слова произносятся, но не совсем верно. Наблюдаются непостоянные зачатки образования грамматической связи слов.

Симптомы ОНР 2 уровня:

  • Одно слово всегда произносится в неправильном виде. Яблоко постоянно звучит «лябако», вне зависимости от контекста;
  • Присутствует бедность активного словаря. Малыш не говорит слова, которые обозначают признаки предмета;
  • Отсутствует навык объединения слов по группам. Например, сковородка, кружка, вилка – это посуда;
  • Значительное отставание в звукопроизношении. Многие звуки произносятся малышом плохо;
  • Зачатки грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Наблюдается это только, когда ударение падает на окончание (стоит – стоят). Процесс нестойкий, не носит постоянный характер;
  • Простые предложения часто применяются в речи без согласования слов. К примеру, «мама питя» — мама пришла;
  • Предлоги иногда пропускаются или неверно произносятся;
  • Удается связать несколько предложений, рассказывать небольшое повествование. При этом нужна помощь взрослого (он задает сопутствующие вопросы) или рисунков. Связный рассказ очень ограничен и образован из двусложных несогласованных предложений «Гуяй гока. Ипий сеика. Идай сег». (Гулял на горке, лепил снеговика, кидал снег);
  • Неправильная слоговая структура в длинных словах. Наблюдается искажение слогов вследствие ошибок в произношении, их перестановка или просто удаление («собака – «бака»).

ОНР 3 уровня

Отставание при общем недоразвитии речи 3 уровня выражается в фонематических и грамматических проблемах. Заметна активность экспрессивной речи, возможность построения развернутых фраз, использование объемного запаса слов.

Симптомы ОНР 3 уровня:

  • Общение с посторонними людьми получается только с помощью членов семьи, которые играют роль переводчиков;
  • Неустойчивость звукопроизношения, нечеткость звуков;
  • Замена сложных звуков для произношения более легкими. Обычно затруднения наблюдаются в произношении аффрикатов, свистящих, сонорных, шипящих. К примеру «с» заменяет многие звуки («сово» — «слово», «сапля» — «цапля», «сопот» — «шепот»);
  • Заметное увеличение активного словарного запаса. Но ребенок не произносит малоупотребительных слов. Обычно он разговаривает с помощью бытовых слов, которые постоянно произносятся в доме;
  • Грамматическая связь достаточно плохая, но малыш старается строить сложные предложения. «Мама писла и дала Сасе кафетку, как Саса сушася» — Мама пришла и дала Саше конфетку, ТАК как Саша слушался. То есть составление сложной конструкции уже есть, но грамматического согласования слов пока нет;
  • Составление рассказа из рассмотренных выше предложений. Пока описывается только определенная последовательность, но проблемы с составлением фраз уже отсутствуют;
  • Непостоянство ошибок грамматики. Ребенок то верно согласовывает слова, то неверно;
  • Трудности при согласовании существительных с числительными. К примеру «две собакам» — две собаки, «много птички» — много птичек;
  • Ошибки при произношении труднопроизносимых слов («гинастка» — гимнастка). Также малышу сложно придумать слова, начинающиеся на определенную букву. Это затрудняет подготовку к школе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня

Патология выражается только в отдельных трудностях и ошибках. Они мешают детям научиться писать и читать. Поэтому на 4 уровне необходимо своевременное обращение к специалисту для коррекции.

Симптомы:

  • Звукопроизношение правильное, но наблюдается плохая артикуляция, невнятность и невыразительность речи;
  • Имеются ошибки в слоговой структуре слова, («полок», а не «потолок), перестановка звуков, замена слогов;
  • Неверное применение слов, которые обозначают признак предмета. Девочка «длинная», а не «высокая»;
  • Сложность при составлении слов с помощью суффиксов («платечко», а не «платьице»);
  • Редко наблюдаются аграмматизмы. Обычно трудности наблюдается при согласовании существительных с прилагательными («рисую краснЫМ ручкОМ») или в употреблении существительных во множественном числе («На улице видели птиЦЕВ»).

Стоит понимать, что редко встречаются все нарушения сразу при ОНР 4 уровня. Если малышу предложить выбрать их двух вариантов ответа, и он сделает верный выбор, то это говорит о наличии критичности к речи и приближении к устранению патологии.

Коррекция речи

Коррекционное обучение деток, у которых наблюдается третья стадия речевых отклонений, предусматривает:

  • Дальнейшее улучшение речи, обучение лексике и грамматике;
  • Улучшение артикуляции;
  • Изучение фонетики;
  • Изучение слогов и ассоциативного ряда ребёнка;
  • Повышение грамотности речи.

Из-за появившихся в речи прилагательных, есть большие шансы на улучшение качества построения предложений и на их количественный состав с помощью определений. Ребёнку помогают в изучении стиля предложений, чтобы он при прослушивании мог выявить, какого рода прилагательные в тексте, а также отличить окончания в словах женского, мужского или среднего родов.

После занятий по конструкции обычных предложений, переходят к работе над построением сложных форм, в которых употребляются союзы «и», «а». Детей учат правильно определять последовательность событий и давать словесную формулировку. Во время занятий на составление сложных предложений рекомендуется делать задания по типу вопрос-ответ. Для более эффективного обучения можно использовать картинки и действия.

В материалах для работы должны находиться исключительно те глаголы, существительные и прилагательные, значения которых известны малышу. Дети учатся запоминать последовательность действий и применять полученные знания на практике, используя при этом ранее освоенные лексические и грамматические формы.

Для последующих занятий на улучшение разговорной речи путём повествования используются задания на составление разных рассказов. Если уровень развитости речи почти соответствует норме, то используются задания на разные пересказы: выборочный и краткий, а также даются творческие задания.

Во время обучения пересказу, рекомендуется давать различные задания на улучшения качества речи. К таким относят:

  • Повествование от первого лица;
  • Использование эпитетов в определенных формах слов;
  • Вести рассказ с учетом времени: будущего, настоящего или прошлого;
  • Использовать степень сравнения в прилагательных;
  • Использовать уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.

Работа по повышению количества слов у ребёнка и обучению синтаксису и грамотному построению речи тесно переплетается с тренировочными заданиями по улучшению артикуляции, а также с работой в улучшении произношения звуков. Детей учат узнавать на слух слова разной длины, запоминать их и составлять слоги из правильно произнесённых звуков.

Упражнения для домашних занятий

Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.

Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Малыш должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:

  1. Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
  2. Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
  3. Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
  4. Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
  5. Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
  6. Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
  7. Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
  8. Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
  9. Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.

ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.

ОНР: что это такое

Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как:

  • алалия (полное или практические отсутствие речи);
  • ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса);
  • дизартрия (нарушенное произношение);
  • афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]