Особенности воспитания ребенка 4 лет


Каждый возрастной этап ребенка требует соблюдения определенного режима дня. Нужен режим или нет, решают сами родители. Но даже те, кто против каких-либо графиков, все равно живут по определенному распорядку своей семьи. Ведь в таком случае и родителям, и ребенку легче самоорганизовываться и понимать, каким видом деятельности лучше заниматься в то или иное время суток.

Физическое развитие

К четырем годам ребёнок должен уметь стоять и скакать на одной ноге как минимум 3 секунды, ходить по канату. Четырёхлетки уже умеют рисовать квадраты, а также узнаваемых человечков. Им уже не нужна помощь с пуговицами и молниями.

Если ваше чадо к этому возрасту все еще не умеет подниматься или спускаться по лестнице без чужой помощи, то вам нужно поговорить об этом с педиатром. Это необязательно говорит о том, что ваш малыш отстаёт в развитии. В случае если его речевое развитие, мелкая моторика или социальные навыки в несколько раз выше, чем принятые нормы, то это может свидетельствовать об отсутствии должной мотивации со стороны ребёнка. Посмотрите свежим взглядом на его окружение: возможно у него слишком много игрушек, он не проводит достаточно времени с другими детьми или редко бывает на улице и ведет слабо активный образ жизни. В этом возрасте достижения это уже не просто умение, это умение в гармонии с мотивацией.

Особенности воспитания ребенка 4 лет

К 4-летнему возрасту малыш заметно взрослеет. Он испытывает более разнообразные эмоции и уже умеет разбираться в своих чувствах, симпатиях и антипатиях, поэтому хорошо понимает, что ему нравится, а что нет. Многие детки в этом возрасте становятся уступчивее и послушнее и очень дорожат вниманием родителей. Это может проявляться в виде нежелания самостоятельно засыпать или в стремлении все время находиться рядом с мамой. Все это может выглядеть, как детский каприз, но психологи рекомендуют взрослым проявлять терпение и понимание в подобных ситуациях.

Важной особенностью этого возраста является то, что именно сейчас у ребенка начинают формироваться нравственные качества: доброта, чуткость, отзывчивость, способность к состраданию и чувство дружбы. Родителям следует уделять этому особенное внимание, стараясь воспитать в ребенке адекватное отношение к окружающим людям и внешнему миру. Важно на своем собственном примере учить малыша правилам поведения в обществе, а также направлять его, когда он выстраивает отношения с другими детьми, при необходимости объясняя, как ему нужно себя вести и почему.

Дети 4 лет постоянно настроены на познание всего нового и очень хорошо обучаемы. В этом возрасте у ребенка активно развивается способность к восприятию знаний, и родителям следует поддерживать в нем любознательность и стремление к новой информации. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком и отвечать на все его вопросы, объясняя простыми словами даже какие-то сложные вещи.

Поведение

Все еще актуальны тесты на определение границ дозволенного. Ребёнок продолжает устанавливать собственную независимость, поэтому часто ваши указания, просьбы или требования выполняться не будут или будут подвергаться массе сомнений. Независимость — это хорошая черта, её следует поощрять, однако, если она остается в пределах установленных правил. Заметили, что назревает истерика? Объясните ребёнку как вы понимаете что он чувствует, но не сдавайтесь и придерживаетесь своей линии. Постоянство в дисциплине это один из самых важных компонентов: кроха знает чего ожидать и это предотвращает назревающую истерику.

В 4 года большинство детей ходят в детский сад и тут появляется нечто, что волнует и печалит многих родителей. Вот вы слышите от воспитателей, что ваш чудный сын или дивная дочурка обижает других детей. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил с себе подобными. Следите за тем, как они общаются между собой и будьте готовы пресечь плохое поведение, лишив ребенка привилегий в качестве наказания. Не забывайте поощрять и хорошее поведение — пусть ребёнок видит, что это быстрее приведет его к желанной цели.

Консультация для родителей «Режим дня ребенка 4–5 лет»

Альбина Николаева

Консультация для родителей «Режим дня ребенка 4–5 лет»

Для того чтобы ребенок рос здоровым, активным и любознательным, родителям необходимо следить за правильным режимом его дня. В частности, это касается сна, активной подвижности, игр и, конечно, сбалансированного питания. В сумме эти элементы позволяют обеспечить вашему ребенку правильное развитие и отличное самочувствие.

Но как же, правильно определить, каким является оптимальный режим для ребенка в определенном возрасте? Как сбалансировать время активности и время сна для того, чтобы не принуждать малыша к тем или иным действиям? Для этого необходимо знать несколько тонкостей этого дела, о которых и пойдет речь в данной статье.

Итак, если вашему ребенку от четырех до пяти лет,то в его воспитании необходимо уделять внимание развитию трех важных составляющих: физической, психологической и умственной деятельности. Другими словами развитие малыша должно быть сбалансированным и разносторонним.

Если ваш сын или дочь посещает детский садик, то в выходные дни следует придерживаться установленного в этом учреждении порядка. Речь идет о раннем подъеме и расписании дня, который должен состоять из игр, спортивных занятий, имитации школьного урока (не более двадцати минут, полноценного питания и сна. Не стоит лениться и расслабляться, позволяя себе поспать в выходной день на пару часов дольше. Это неблагоприятно скажется на формировании привычки у вашего ребенка. А вот если вы будете активны и в субботу, и в воскресенье, то это поможет малышу в будущем проще адаптироваться к школьному режиму и не испытывать дискомфорт при его соблюдении.

Важными в режиме дня ребенка рассматриваемого возраста являются спортивные занятия. Им стоит уделять внимание по возможности каждый день. Это может быть обычная утренняя зарядка, прогулка на велосипеде, игра в бадминтон, прыжки на скакалке или какие-либо спортивные игры, которые интересны вашему ребенку. Но не стоит перетруждать ребенка, вынуждая его часами бегать вокруг стадиона. Это не приведет к тому, что ваш малыш будет расти здоровым и счастливым. Занятия спортом должны приносить ребенку радость и входить в привычку – только в таком случае результат будет отличным.

В распорядке дня необходимо в обязательном порядке выделять время для символических учебных занятий. На них следует тратить примерно двадцать-двадцать пять минут. Такие занятия не должны быть слишком строгими и напряженными, но ребенка все-таки стоит постепенно приучать к тому, что в ближайшем будущем ему придется проводить в спокойном и сконцентрированном состоянии по нескольку часов в день. Пробные домашние уроки окажут благотворное влияние на непростой адаптационный период вашего малыша.

Очень важным моментом является уборка стола. После того как вы провели урок, обратите внимание ребенка на то, что после занятия его рабочее место должно оставаться чистым и аккуратным. Постепенно приучайте будущего школьника к порядку, так как это поможет ему поддерживать чистоту на своей парте, за которой ему придется провести много лет. К тому же, привычка убирать за собой вещи сделает ребенка более аккуратным и внимательным и во многих других ситуациях.

За режимом дня стоит следить достаточно строго и жестко. Не стоит, конечно, кричать на ребенка и принуждать его к чему-либо силой. Но регулярные отклонения от установленного графика приведут к тому, что вашему ребенку будет очень сложно привыкнуть к школьным будням и каждое утро будет у вас в будущем начинаться с препираний и нежелания вставать в школу.

Помните, что день ребенка должен быть максимально насыщен, так как в таком случае у него не будет проблем со сном. Если малыш спит мало и беспокойно, то это признак того, что днем он устал не в достаточной степени. А вот если ребенок, наоборот, слишком долго не хочет просыпаться, то это может говорить о том, что слишком устает за день и не успевает восполнить силы во время уделенного ему времени на сон.

Для хорошего и крепкого сна рекомендуется как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Речь идет не только о прогулках и играх на улице. Когда малыш спит, стоит в обязательном порядке открывать окно, если, конечно, на улице не минусовая температура.

Речевое развитие

В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.

Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.

Речь ребенка в 4 года

Словарный запас ребенка к этому возрасту включает почти все словоформы, необходимые для нормального общения в быту. Произношение тоже скорректировано временем и тренировками, поэтому речь ребенка понимают даже незнакомые с ним люди. Если малыш по-прежнему испытывает трудности в произношении слов, нужно обратиться к логопеду. Правильная корректировка обычно быстро исправляет дефекты речи.

С этих пор родителям нужно внимательно следить за чистотой собственной речи, т.к. ребенок очень любит повторять новые, непонятные ему слова. Так, один малыш на площадке скажет «архипелаг», а другой произнесет ругательство. Как правило, смысл забавных слов не понятен ребенку, поэтому сразу ругать и восхищаться не нужно. Значение нового, хорошего слова нужно подробно объяснить. А нецензурное выражение лучше просто не заметить.

Социальное развитие

Большинство детей посещают детский сад и уже начали знакомиться с обществом и правилами общения. Если ваш ребёнок испытывает некоторые сложности или нежелание общаться с себе подобными, то ни в коем случае не называйте его «стеснительным». Тем более в присутствии самого ребёнка. Замечания подобного рода могут зародить в его маленькой головке мысль о том, что с ним что-то не так. Показывайте позитивные примеры в семье — если родители часто заводят новые знакомства и общительны, то и ребёнок с большой вероятностью будет менее скован в общении.

Предыдущая статья:
Развитие ребенка в 3 года: развитие, здоровье и речь

Примерный график дня для ребенка четырехлетнего возраста

  • 7.00. Подъем, туалет и водные процедуры.
  • 8.00. Завтрак.
  • 8.30. Свободное время. Игра под присмотром старших.
  • 10.00. Занятие с малышом (рисование, лепка, аппликация, другое мастерство).
  • 11.00. Прогулка на свежем воздухе (игра в песочнице, с мячом, езда на велосипеде, игры с детьми).
  • 13.30. Обед.
  • 14.00. Сон.
  • 16.00. Полдник.
  • 16.30. Прогулка на свежем воздухе, игры.
  • 19.00. Ужин.
  • 19.30. Развивающие игры (конструктор, пазлы), чтение, рисование.
  • 20.30. Подготовка ко сну, водные процедуры.
  • 21.00. Сказка, сон.

Математика

Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:

  • Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
  • Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
  • Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
  • Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
  • Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
  • Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.

Психическое развитие ребенка

Дети 4-х лет очень эмоциональны, их реакция на происходящее может очень быстро меняться, так как психика еще не такая устойчивая, как у детей в 6 лет. Очень многое начинает зависеть от ситуации, настроения ребенка и его потребностей в данный момент. Малыш без стеснения может показать свою агрессию, обиду, стыд, гнев, расстроенное состояние. Однако именно в 4 года проявляются качества доброты, сопереживания и отзывчивости, проницательности и дружелюбия.

К 4 годам ребенок еще не умеет оценивать себя, поэтому ему свойственны сомнения в собственных силах, обида на критику и нежелание признавать свою вину. И именно в этот период происходит осознание себя как личности. Поэтому в воспитании должна присутствовать похвала, оценка его поступков и одобрение. А вот осуждение должно сопровождаться правильными словами и с очень аккуратным посылом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: